0
1539
Газета Поэзия Интернет-версия

02.08.2012 00:00:00

Судьбы поэтов бескормицей схожи…

Николай Скрёбов

Об авторе: Николай Скребов, Ростов

Тэги: маркин, буквенные птицы


маркин, буквенные птицы

Павел Маркин (Ёж). Буквенные птицы.
– СПб.: Формат, 2012. – 94 с.

Лирика Павла Маркина, собранная в книге «Буквенные птицы», вначале настораживает: не игра ли, затянувшаяся с детства? Натыкаешься на «токо» (вместо «только»), на обилие однокоренных рифм, на кокетливую наивность интонации («Меня родня считает дураком…», «Я к себе даже хуже, чем враг…»), на реминисценции из Есенина – и уже приходится осаживать себя во избежание предубежденности.

Но стоит сфокусировать внимание на лирическом «я», на первом лице, от которого ведется речь едва ли не в каждом стихотворении, начинаешь испытывать сочувствие, близкое к тому, что нам дается, по Тютчеву, «как благодать». Вот этот человек еще маленький, зачарованный букварем в Интернете, обводит контуры букв «заныканной» ложкой, и ему впервые кажется, что эти непонятные значки подобны птицам, влекущим в «неведомую даль», а усталая учительница обрушивает сказку черствым прозаическим упреком. И вот ему, уже взрослому, в общежитии «строка вступила в сон… и спать вдруг стало нестерпимо», и творчество приносит радость, но впереди – неизбежный прозаизм: «Читальный зал центральной всей библиотеки мне на ошибки указал… И сон вписался в картотеки». А вот и противостояние обескураживающим неудачам, пусть пока в облике амбиции, обращенной в будущее:

Я в вахтовом журнале родословной
впишу большими буквами – ПОЭТ,
моих стихов осмысленные волны
начнут рассказ про новый континент.

Это было написано еще в 1987 году, когда поэту представлялись, очевидно, лишь контуры будущего открытия, а овладение лирическим пространством шло медленно, преодолевая рутину обыденщины, – не об этом ли тогда вырвалось? «Озаренье редко так находит, помогая что-то понимать». И двумя годами позже, следя за перелетом птиц на вьюжный Север, поэт с нарочитой неторопливостью формулирует постулаты, неновые для других, но ставшие основополагающими для него самого:

И такой же инстинкт гонит дальше поэта,
прорубая в душе ход в другие миры.
Значит, лирика – это подобие света.
Этот свет не увидеть без них до поры.
В те миры не один гражданин углубился…
Там законы не действуют, вьюги вия…
Да еще говорят, чтоб отдельно рубился,
чтоб поэзия, значит, была лишь своя.

Может быть, и не задаваясь художественной целью специально, Маркин поэтизирует географию Севера, в его строку непритязательно, с естественной непринужденностью ложатся Кола и Кандалакша, Имандра и Усолка, Канск, Упалакша, Мантурово… Играя вроде бы утилитарную роль обозначения места, эти слова создают некую звуковую ауру сурового образа жизни – и потому усиливают эмоциональную окраску стихотворной речи. Благодаря этому читателю понятнее и чувства, испытываемые пьяным мужиком и его дочкой по отношению к Беломорью и Сибири («Надо видеть, как пальцы в наколках…»), и неожиданная патетика в стихотворении «Мантурово – город небольшой…»:

Слушал я и снова верил в Русь!
Сколько б жизнь под корень ни косила,
все равно я веровать берусь!
Так и каждый – в том, наверно, сила.
«Вот ты посмотри, сейчас река, –
это Унжа, мы уж на пороге.
Для меня здесь – центр материка», –
говорил попутчик по дороге.

Постигая новые пространства, герой Маркина словно проецирует на них увиденное и пережитое раньше – так складывается своеобразная мозаика его судьбы, вмещающая и эпизоды нелегкого детства («Открыл случайно я блокнот…», «Анатолий Бредов, что гранатой…»), и первые шаги в творчестве («Я сплю в общаге чутким сном…», «Когда на Арбате читаю стихи…»), и память о юной любви («Подснежники», «Я приеду к тебе из последней…»).

Исповедальность лирики Павла Маркина всеобъемлюща, она распространяется и на те стихи, в которых нет лирического «я». Читатель сопереживает собакам, победившим волков и расстрелянным за свое вольнолюбие («Во дворе на цепи волкодав…»), радуется тому, что сон моряка об измене жены оказался не в руку («Моряк пришел… И дети лишь встречают…»), потрясен самоубийством солдата из-за нелепой шутки товарища по службе («На севере, да за Полярным кругом…») – эти и другие сюжеты разработаны в той же лирической тональности, что и стихи, о которых шла речь выше.

В последние годы с легкой руки Юрия Беликова в литературный обиход вошел термин «дикороссы». По внешним признакам лирика Павла Маркина тяготеет к «дикорастущей поэзии». Однако с точки зрения единства ценностных представлений поэт ближе к есенинско-рубцовской традиции. И хотя Есенин у него именуется и Сережей (чего, помнится, не позволил себе Маяковский), и даже Сержем, а Рубцов не упоминается вообще, элегические мотивы обоих знаменитых предшественников ощущаются и в структуре образа природы, и в интонационных пристрастиях Маркина. Но у него «выбора нет» – в духе нового, жестокого времени.

Все невесомо, и нету опоры,
некуда больше идти…
Снова насущными сделались споры,
те же, о лучшем пути.
Судьбы поэтов бескормицей схожи.
Выбора, в общем-то, нет:
чтобы творить, надо вылезть из кожи
и отползти от монет.

Вспомним, в 60-х у Николая Рубцова: «Стукнул по карману – не звенит. Стукнул по другому – не слыхать…», а в 20-х у Сергея Есенина и того короче: «Поэтам деньги не даются».

«Наше время трудновато для пера», – сказано было в середине 20-х. Что же можно сказать о середине 80-х, когда начинал Павел Маркин? Зарождалось новое время, возгорались манящие огни, из которых многие оказались обманными. Становление поэта на болезненном изломе 90-х и нулевых не могло пройти без издержек. Тем более радостно приветствовать его книгу «Буквенные птицы», запечатлевшую путь от раннего увлечения словом до поэтической зрелости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1511
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1819
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости