0
1832
Газета Поэзия Интернет-версия

27.09.2012 00:00:00

Романтик среднего возраста

Тэги: замшев, стихи


замшев, стихи

Максим Замшев. Сбежавшие краски.
– М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012 г. – 88 с. (Московские поэты).

«У Макса снова ностальгия», – подумал я, бегло пробежав несколько стихотворений из нового сборника стихов своего однокурсника по Литинституту. Хотя, казалось бы, о чем тосковать состоявшемуся писателю, у которого по книжке в год выходит. Его стихи и романы переведены на 15 языков, да и сам он в последнее время стал видным деятелем культуры – ни один литературный форум Европы не обходится без него. Пожилые графоманы величают его по отчеству, подходят в полуприсяде-полупоклоне, разве что «ку» не говорят. Но в отличие от многих наших однокурсников Замшев умудрился не свалиться в попсу и чернуху, не скурвился, не спился и не продался.

Не сбылось его юношеское пророчество: «Я еще не последний в России поэт,/ Я еще не последний в России пьяница,/ Я доживу до двадцати семи лет/ И брошусь с крыши какого-нибудь зданьица».

К счастью, не сбылось. Тут уже не про последнего, а про одного из первых в нашем поколении говорить можно. Как Максим сказал в интервью для «НГ-EL» (см. номер от 09.06.11): «Стихи как писались, так и пишутся. Другое дело, что некий опыт и возраст предполагают удерживаться от поэтического многословия и многописания, свойственного юности… Хорошее стихотворение – это чудо, а чудо не может происходить каждый день». А тогда, в 99-м, вышла его первая книжка, которая так и называлась яркой цитатой из Вознесенского – «Ностальгия по настоящему». Тогда в 27 лет он тосковал «…по Советскому Союзу,/ по друзьям, дворам и сборной по хоккею,/ по серебряным сыркам и братским узам…»

В новой книге у Максима снова прорывается тема ностальгии, только на другом, зрелом уровне поэта и гражданина: «Гремучая смесь одиночества с мыслью о благе Отчизны, в которой смертельна октябрьская стынь».

Выстраданные слова сливаются в музыкальную кружевную вязь классического русского стиха. Уникальная мелодичность – сказывается музыкальное образование. И точность рифм – этому не научишь. Это откуда-то свыше. «Отдавая голодному морю/ Всю свою бесполезную кровь,/ Я хочу оставаться в миноре,/ Мне в миноре постель приготовь».

Это особый замшевский, «замшевый» почерк, которым Максим отличался еще на первом курсе Литературного института. Вот и говорил наш мастер Владимир Фирсов: «Учитесь у Замшева рифмовать». Не верили однокашники. Казалось бы, как можно найти новую точную рифму через 200 лет после Пушкина. И уходили борзописцы, кто в постмодернисты, кто в верлибристы, а Замшев выдавал все новые находки, оттачивая классику.

За последние годы я частенько слышал от бывших однокашников и коллег, что, мол, «забронзовел, обюрократился, исписался, оттого и на прозу перешел». Скорее всего мои информаторы традиционно не читали Замшева. Да они и себя-то, кажется, не читали. А между тем Максим и в прозе поэтичен. Я специально перечитал его рассказ «Жаклин». У Замшева-прозаика язык легкий и в то же время метафоричный, «вкусный» язык писателя, привыкшего к поэтической емкости и точности слова.

Теперь вот в «Сбежавших красках» появилась еще одна грань, присущая редким поэтам, – живописность стихотворного полотна. «Видишь, золотая оса/ Звоном наполняет весну./ Девочки хотят в небеса,/ Девочки хотят на войну». И все же чаще преобладает графичная скупость, игра на полутонах, как на старой фотографии. «Память обманная, тусклая/ Прежний хранит талисман./ В раннюю юность вернуться бы,/ Но слишком низкий туман».

И все же к 40 годам, как и в 27, стихи Максима Замшева пронизаны какой-то светлой грустью, которую никак не ожидаешь от этого вальяжного, сатирически колкого в общении главного редактора солидного журнала. Но, к чести его, стоит заметить, что со студенческих времен Максим сохранил удивительно ясный поэтический взгляд. Так и не научился профессионально прятаться за наработанные штампы, не свалился в брутальную резкость и пошленький цинизм.

И в этом я ему по-дружески завидую, как завидовал и тогда, в Литинституте, когда мы оба ходили в любимчиках у Фирсова, но в пример мастер ставил все все-таки Макса. Впрочем, делить нам нечего – у нас с ним в поэзии слишком разные амплуа. «…Нам вместе не летать, но все мы стая./ Никто не ставит подпись под чертой,/ Охотничьих никто не чистит ружей./ И жизнь со всей своей неправотой/ Из всех моих щелей ползет наружу».

Мне остается только порадоваться за друга (что редко случается в литературном серпентарии) и поэта, который, по моему личному рейтингу, уже много лет числится лучшим в поколении последних пионеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
908
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
918
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1172
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
959

Другие новости