0
3982
Газета Поэзия Интернет-версия

05.02.2015 00:01:00

Плач по Юрию Любимову

Тэги: юрий любимов, таганка, брежнев, театр


книга
Юрий Петрович – пламень.
Фото Евгения Зуева (НГ-Фото)

5 октября 2014 года Юрия Любимова не стало.

30 сентября ему исполнилось 97 лет.


Его уход невозможен. Без него СТРАШНО.

Никогда ничего ОТЦВЕТШЕГО в нем не было.

Последний же земной свет в его глазах, ЗАМЫСЕЛ той жизни, что за нами.


«Пугачев», «Павшие и живые», «Галилей»… – сколько же спектаклей любимовских – вырвавших корни из неба!


Питер. На углу Литейного и Некрасовской Юрий Петрович останавливается.

– Видишь кровь?

Она с 17-го года течет…

Так медленно.


Москва. Смоленская площадь. Третий день по возвращении Любимова из изгнания.

Юрий Петрович вспоминает площадь Смоленскую 20-х годов.

Именно, 20-х + свои детские шалости на ней… И голоса, голоса, голоса…


В памяти репетиции спектакля «Живой», после очередного его закрытия.

Юрий Петрович поднимается к себе в кабинет. Вокруг много роз. Очень много…


– Этим розам уже недели три… Не вянут, – говорит Юрий Петрович.

«Таганка. Свобода. Вот и не вянут!» – подумал я.

Розы розами, но за окном был фантастический листопад.

Листья же – на которых были записаны инструкции властей к спектаклю «Живой» – были подле Ада.


Незадолго до своей кончины Юрий Петрович был в Версале. По Мольеровской сцене ходил. Ее размерами поверял свою будущую постановку оперы Мартынова «Школа жен».

Мольер был рядом.

И Юрий Петрович был так далек от всех неблагодарных и страшившихся гения, собиравших камни… Им казалось, что Любимов до сих пор не побит.


Юрий Петрович всегда и везде непрерывно сочинял, находил невозможное.

ГОЛГОФА же приближалась к нему ежечасно.


Чьи слова о Таганке врублены в скалу, что рядом с колодцем. Белым.


Собеседники Юрия Петровича всегда были несравненны.

Юрий Петрович говорил с Аверинцевым как с СОАВТОРОМ ЕККЛЕСИАСТА.

С Никитой Алексеевичем Струве он погружался в размышления о Солженицыне, который был для него всегда опорой и Вифлеемом над палачами.


В 89-м году я привез из Тифлиса подарки от Параджанова.

Гранат, который Юрий Петрович взял из утренней корзины, пророчески горел.

Прошлой весной 93-го копии спектаклей Любимова нашел на небе Тарковский.

Лоза виноградная рядом с раскаленной медью – вот библейский смысл жизни Любимова.

История Таганки – это и Дмитрий Дмитриевич Шостакович, пред которым падает ниц век XX.

Кинохроника: Юрий Петрович у гроба Шнитке.

Углубляющийся во всем дьяволизм: его выворачивает Шнитке.

Шнитке в могиле. И бесам как бы легче.

Но зло все сильнее и сильнее СУМЕРКИ РАСКАЛЯЕТ.

На лице Юрия Петровича боль: он знает – ДЬЯВОЛЫ НЕ РАНИМЫ.


Епископ Вашингтонский Василий Родзянко рассказал Юрию Петровичу, что был близок с митрополитом Антонием Храповицким, с которого Достоевский писал Алешу Карамазова.

ЕДИНСТВО ЭНЕРГИИ ВРЕМЕН, ВРЕМЕНИ проявилось в долгом разговоре, который стал праздником для Юрия Петровича.


Неумирающие руки Любимова. Его лик…

Невозможно Таганке без него. Вот и летит зрительный зал.

И улетит.

Каталог Галактик. В нем и стихия Любимова.

Иногда в крови от солнца.


«Ложь! Всюду ложь!» – повторял Любимов. И он молнии искал…

От злых и бездарей, от истязаний защищал.

Любимов спасал Москву от брежневского мрака.

Будил.

СВОБОДОЙ ОСЛЕПЛЯЛ. И юность наша потому и была во многом пленительной.

Гравитация превышала все нормы. Таганка готовила

Москву, Россию + сердца обессиленные к покаянию.


К семи вечера – к началу спектаклей – прилетал к театру розмарин небесный. И Слова Шекспира, Лермонтова… молитву обретали.

Известно, что в 70-е годы за билет на Таганку отдавали автомобиль, ордер на квартиру.

В «Маленьких трагедиях» Пушкина на сцене Новой Таганки КРЕСТ уходил от недостойных, но приближался к тем, кто был близок к ВОСКРЕШАЮЩИМ.

(Новая Таганка, придуманная Любимовым, была нещадно отобрана у него.)

В «Страстях по Матфею» Баха, поставленных в Италии, громадный КРЕСТ изо льда, был подсвечен мощными софитами, и КРЕСТ таял, источая каплями кровь.


Как коты глядят на рыб в аквариуме, так чиновники смотрели прогон спектакля «Все о Володе».

Параджанов на ясноречивом взлете защищал спектакль + и за слова – о благодарении его Римским папой бриллиантами (что, мол, ждет и Любимова) – вновь оказался за решеткой.

Любимова же вскоре лишили гражданства.

Галактики дробятся.

Дробятся и откровения Юрия Петровича.

Сохранились ли навигационные правила для Абрамовских «Деревянных коней»?

Как благодарить несравненную Каталину – жену Юрия Петровича, продлившую ему жизнь огненной своей заботой?!

Западный корреспондент спросила Юрия Петровича, что радует его (шел 1995 год) в Москве?

Юрий Петрович, промолчав: «Батюшка Геннадий из храма напротив консерватории».

Речь шла об отце Геннадии Огрызкове – богоявленном настоятеле храма Малое Вознесение.

Когда Юрий Петрович узнал, что у отца Геннадия останавливалось сердце и его уже выписали из больницы, он тотчас поехал к нему в Ухтомку.

По моей вине машина заблудилась, и мы пошли пешком через железнодорожные пути.

– Так будет лучше! – сказал Юрий Петрович.


В 2012 году Любимов покинул Таганку. Лютые к Великому мастеру люди вынудили его это сделать.

Закрыв двери Таганки, Юрий Петрович без промедления приступил к репетиции «Бесов» в Театре Вахтангова.

«Бесы» живы и живут сегодня. И уже успели с успехом сойтись в Китае.

На парадной лестнице Таганки спускались Любимов и Шнитке.

Как был радостен их смех!

«Радуйтесь!» – может быть, и окна Таганки звенели в честь радости!


Владыка Василий Родзянко улетал в Вашингтон, где вскоре и скончался. В Шереметьево он неожиданно сказал мне: «Юрий Петрович пламень – вот и обречен на Распятие!»


Великие Жан-Луи Барро, Петр Леонидович Капица и его супруга Анна Алексеевна на прогоне Трифоновского «Дома на Набережной»…

На сцене палачи и их жертвы… Лифт, который то поднимается, то опускается, беспощаден.

Каждый житель дома знает, что вместо рассвета его может ждать камера или расстрел.

Временное присутствие жизни на сцене становится жизнью.

И на сцену вдруг от силы Юрия Петровича врывается ЛЮБОВЬ.

И НЕ ПОЗВОЛЕНО ТЕРЯТЬ СВЕТ!

И сияет лик Барро. И мысль Петра Леонидовича на границе земных знаний.

Никитский бульвар.

Пространство уничтоженного Никитского монастыря.

– Здесь до сих пор ходят Апостолы моего детства! – говорит Любимов.


В Доме литераторов на вечере Рустами Хамдамова в ожидании фильма Рустама Юрий Петрович солнечно: «А не поставить ли мне «Песнь Песней»?»

Сегодняшнюю «Песнь Песней» подержать бы в руках!

На могиле Юрия Петровича стало очевидно: пишется «Песнь Песней» для его новых замыслов, для его новой жизни. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1284
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1229
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1463
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1207

Другие новости