0
2665
Газета Поэзия Интернет-версия

28.09.2017 00:01:00

Любовь оказалась короче

Тэги: поэзия, лирика, любовь, религия, бродский, цветаева, ахматова, ахмадулина


Судить о человеческой сути поэта по его стихам, пытаться выстроить из них траекторию судьбы невозможно – да и незачем. Маяковский говорил: «Я поэт. Этим и интересен». Читайте стихи, граждане, в них все сказано. Конечно, праздное любопытство толкает настырных читателей совать нос в личную жизнь сочинителя: с кем водил дружбу, с кем враждовал, каков «донжуанский список» и пр. Вероятно, для удовлетворения подобных обывательских запросов маститый Лев Аннинский наряду с анализом стихов Анны Гедымин пунктиром обозначает биографию поэтессы, протягивая из нее нити в содержательные глубины стихов. 

Не станем гадать, насколько автобиографична лирика Анны Гедымин. Счастье ее (или везение?) скорее в другом – стихи не ложатся в ящик письменного стола, подборки появляются в периодике (иногда – в Сети), издаются сборники, следуют литературные премии. Творческая судьба сложилась удачно, критика поэтессу ласкает, читатели любят. 

О Белле Ахмадулиной (с которой, между прочим, у Анны Гедымин ничего общего) когда-то говорили: красивая женщина, пишущая очень красивые стихи. Анна Гедымин – красивая женщина, а вот ее стихи красотами не блещут. В том смысле, что отсутствуют «красивости»: лексическая изысканность, возвышенность интонаций, «гладкопись» и пр. – все то, что обычно наличествует в дамской поэзии средней руки и выглядит «ревплаксиво».

«Никто не позавидует женщине, пишущей стихи в России в этом столетии, потому что есть две гигантские фигуры, являющиеся каждой, взявшей перо в руки, – Марина Цветаева и Анна Ахматова», – писал когда-то Бродский.

Действительно, трудно избежать – нет, даже не подражания, это слишком примитивно и, по существу, невозможно, – а некоего, невидимого на первый взгляд воздействия, эманации этих двух совершенно разных, непохожих поэтических миров. Анна Гедымин поет, говорит, ворожит негромким, но вполне узнаваемым поэтическим голосом. Без цветаевской надрывной самодраматизации и уж точно – без ахматовской величественной умудренности.  Открытия и находки – свои, как свои и некоторые изъяны, к коим можно отнести небогатую образность и встречающиеся порой банальности. Впрочем, словесные неточности и штампы найдешь и у самых именитых. А склонность к повествовательности (фабульности) не сочетается с метафоричностью.

В некоторых (ранних) стихотворениях Анны Гедымин – не слишком явно – «переночевал» Пастернак. Ну да кто в своей поэтической юности обошелся без влияний?

Думала – какие там сюрпризы!

Сходен с прошлым новый год

Земли.

А под утро крыши и карнизы

Струйками сосулек поросли...

С годами отзвуки «высокой болезни» исчезли, поэтесса нашла собственные выразительные средства. Она определенно эстет, ее нацеленность замечать в мире по преимуществу прекрасное очевидна. Это и птичьи спевки, и звенящий в траве кузнечик, и червонный лист клена, и даже скелет горящей избушки, ставший в мгновенье тучей. Многие стихотворения – не что иное, как акварельные пейзажные зарисовки, содержащие иногда незамысловатый сюжетец, в которых автор обходится практически без метафор, звучных эпитетов, аллитераций. Стихи Анны Гедымин просты, как просто и светло восприятие ребенка, широко открытыми глазами взирающего на мир. Ее словно бы не касаются бури и катаклизмы последних десятилетий, не волнует «вино для дураков» – политика. Ленты новостей и телевизионный сумбур не для нее. Единственное – и естественное! – что тревожит, печалит и радует поэтессу (и ее лирическую героиню) – пожар сердца...

Насмешки такой бессердечной

Мы явно не ждали с тобой:

Любовь оказалась конечной –

Как жизнь и как боль.

Роняет июль с небосвода

Светил перезрелую гроздь…

Ну что с возвращенной 

свободой

Нам делать, теперь уже врозь?

А полночь в ответ мне хохочет

Всем сонмом нарядных огней:

Любовь оказалась короче!

А жизнь – оказалась длинней!

Все проходит, остаются лишь дотлевающие угли воспоминаний, терзания о невозвратном. Счастливая любовь – с взаимностью чувств, верностью до гроба – нечто идеальное, исключительное. Куда как чаще – ревность, неравенство, измены...

Да и возлюбленные не всегда оказываются на высоте:

Балагур, выпускник способный

бессчетных спален,

Вдруг меня приручать 

задумавший терпеливо, –

Я любила тебя.

И спасибо, что ты оставил

Мне возможность любить 

другого

После разрыва...

Или такая претензия:

...Почему так глуп

Самый умный и самый 

необходимый?

Анна Гедымин разрабатывает, скажем так, тему в духе давних традиций интимной лирики, а именно: любовь-нежность, любовь-жалость, попытки разобраться в водовороте чувств, понять причины разлуки-разброда. Но и лексически, и интонационно по-своему. Никаких объятий, поцелуев, рискованных ласк...

Давай сядем, как в детстве, 

в трамвай,

Чтобы лужи и брюки-клеш!

Давай

Ты никогда не умрешь,

Лучше уж я...

Здесь все чудесно: чисто, целомудренно, трогательно. Но в соответствии с ахматовской формулой: «Это недостаточно бесстыдно, чтобы быть поэзией».

В одном из ранних стихотворений поэтесса выясняет отношения... с Господом. В первой же строке заявив о своем неверии, далее она исповедуется в великих сомнениях, терзающих душу.

Я не верую в Бога.

Это, в общем, удача –

Трезвый миг на пиру.

Только жаль, что не будет

Колокольного плача

Надо мной, как помру.

Звук великий и скорбный

Тишину не охватит,

Не прорвет забытье...

Справедливейший купол

Мне молчаньем отплатит

За неверье мое...

Похоже, что колокольный-то звон все же нужен, нужна и вера. И в более поздних стихах это отчетливо обозначено:

Душноватые, буйные, 

дальние дни,

Ты прости меня, Господи, 

и сохрани!

Снова и снова обращается поэтесса к Господу:

Дни бегут, как мороз по коже,

Все чувствительней и короче.

Я пойму, намекни мне, Боже,

Ну чего же Ты хочешь?

Ну, слава богу, все встало на свои места, и убежденность, что все закончится лопухом на могиле, согласно тургеневскому Базарову, миновала, сгинула...

...Стихи Анны Гедымин, ее подробный отчет о странствиях души или лирический дневник заставляют думать, спорить, восхищаться или не принимать их, но определенно не оставляют равнодушным читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
780
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2536
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1715
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1336

Другие новости