Не угадать, в каком облике она явится.
Иллюстрация из книги |
На одном из вечеров литературной студии «Московский диван» прошел вечер под названием «Некрологика», на котором поэты Михаил Квадратов, Елена Семенова и Андрей Чемоданов читали стихи о смерти и о бренности существования. А поскольку формат студии подразумевает не только чтения, но и дискуссии, то состоялся и интересный, разнообразный, даже шокирующий разговор, где смерть представала во всех своих ликах – грязном физиологическом, философском онтологическом, нелепом и парадоксальном. А несколько позже с подачи поэта, прозаика, издателя Владимира Пряхина получился сборник, в который вошли стихи, прочитанные на вечере, и не только. А оформила книжечку, нарисовав иллюстрации непосредственно к стихам каждого автора, художник, прозаик, лауреат премии «Нонконформизм» и «Русский Букер» Александра Николаенко.
Михаил Квадратов, Елена
Семенова, Андрей Чемоданов: Стихи. Александра Николаенко: Графика. Некрологика/ Предисл. Е. Семеновой. – Тула: ИП Пряхин В.К., 2018. – 56 с. |
«Тучи клоками, комком горизонт,/ Небо в овраге:/ Как нам писать здесь?! – Длинной слезой/ В сметной бумаге», – размышляет Семенова, и на графическом рисунке Николаенко, сопровождающем стихотворение, трогательная девочка в беретке поливает из лейки всплывающие хлопья облаков. На другой иллюстрации котенок глядит в окно на тропку, которая взлетающими штришками птиц ведет в небо: «Встретимся завтра, на ранней звезде/ Сбросив в траву чешую оболочек./ В небе, на странноприимном холсте,/ Нам заготовлено множество точек». Да, вот они, точки. Дальше наиболее сюрреалистическая (в тон рисункам) подборка Квадратова, где из стихотворения «розмари» («лопнет электрическая нитка/ подрожит немного и внутри/ задохнется пленная улитка/ старая улитка розмари») вырастает образ улитки с домиком-черепом. А строки «створы черные распахнуты/ на три дня/ под землей кроты и мамонты/ ждут меня» выводят на рельсы, по которым поезд утекает под черный громадный остов доисторического животного. В стихах Чемоданова инфернальная жуть («сядь и землю из кроссовка высыпи/ о каблук окурок потуши/ мертвецов пропущенные вызовы/ шевельнутся в глубине души») переплетается с черным юмором и реалиями поколения: «собирали жувачные вкладыши/ не хотели делиться на нуль/ самолет пролетает над кладбищем/ ты тихонько ему подмигнул». А на картине Николаенко – да, самолет над кладбищем, только кресты – на летящих облачках. В общем, мрачновато, конечно, но стихи о смерти часто бывают наиболее искренними и – как бы минус на минус – дают плюс, энергию и силу к жизни.
комментарии(0)