Наталия Елизарова. Страна бумажных человечков. – М.: Арт Хаус медиа, 2019. – 122 с. |
Человек идет по дороге,
ныряет в метро,
его перемещает нутро
крупного ящера, людного
изнутри диплодока.
Человек едет долго.
Выходит в поле, плачет,
падает на траву:
«Господи, если как-то
не так живу,
Научи, как надо!
Меня пожирают черви,
огни
душного города,
спаси, сохрани,
избавь от терпкой тоски
вечерней»…
Лирическая героиня Наталии Елизаровой смотрит на мир сквозь призму вечных вопросов: «Какая в умиранье листьев цель,/ Чтоб новые потом весной рождались?» Мотив целевого смысла вырастает из темы города с его скоростями и утилитарной направленностью. Город влияет на ментальность горожанина технократическими благами, перестраивая его сознание. Поначалу лирическая героиня задается вопросом смысла жизни в терминах конечной цели. Но вскоре постановка вопроса меняется. Смысл уже связывается не с целью, а с возможностью внутреннего совершенствования. Как оно происходит? Природа не может в принципе дать ответа на этот вопрос. Она откликается «лишь бисерным стрекотом цикад». Поэтому лирическая героиня обращается не к ней, а к Создателю. Но даже если предположить, что Творец и впрямь говорит с человеком через природу, то нужно еще уметь это услышать.
Разветвляющиеся ассоциативные связи охватывают обширный культурный пласт сознания лирической героини Елизаровой. Историческое время для нее не архивное, а живое. Она ощущает себя причастной к прошлому своей страны и не вспоминает, а проживает судьбы родных и близких, реинкарнирует: «Мне часто снится 41-й год,/ что я сижу одна в сыром подвале./ И Танька, и немецкий самолет,/ и мне 16 скоро будет, Вале». Насыщенность мини-полотен идет от насыщенности внутреннего мира ее лирической героини. Этим же обусловлено и преображение реалистичного пласта в метафорический текст.
Мне снится,
что я сельский почтальон,
я вижу вновь и вновь
все тот же сон:
в конце деревни – дом,
за ним – крылечко.
Иду дорогой, а дома-то в ряд,
и ладно, боком в бок они стоят,
под косогором пробегает речка.
Конечно, в ней вода неглубока,
но мерно проплывают облака,
скользят в окне уже родные
лица.
И рядом с домом – сад,
а дале – лес,
в нем сосны – не солгу я –
до небес,
спиной к ним смело можно
прислониться.
А в сумке – письма.
Ждут их, как зарю,
а если нет, обычно говорю:
«Придет, конечно,
просто задержалось!»
А писем нет и нет
который год.
Грибы в лесу, а в нашей
речке – брод,
а писем нет и нет,
такая жалость…
И выдохнуть огромный шумный город… Борис Кустодиев. Интерьер. Женская фигура у окна (В мастерской). 1920. Русский музей |
В Замоскворечье – храмов
купола,
в Замоскворечье – явь совсем
иная.
Мне чудится, здесь старая
Москва,
стою в смятенье странного
родства,
московских улиц старины
не зная.
Я – только гость, не ведавший
корней,
не помнящий селения и рода.
Каких времен, каких чужих
кровей,
без ориентиров выхода и входа.
Я – так, я просто в щелку
поглазеть
и выдохнуть огромный
шумный город –
котел амбиций, горечи газет,
но вновь вдыхаю, обжигая
горло.
«Обжигая горло» говорит со страниц своей книги Елизарова о сиюминутном и вечном. Город – «котел» сиюминутных амбиций и менталитета газетчиков. Его не выдохнуть окончательно. Голос ее негромок, в ней нет цветаевского надрыва, отрывистости и ритмической рваности. Плавность и музыкальность ее строфы сродни чеховскому повествованию. И тем сильнее драматизм безысходности ее героев: «Пятиэтажка. Теплится окно./ Мерцает лампочка под ветхим абажуром,/ под ним идет счет времени, оно/ в причудливые множится фигуры…» Здесь мне видится последняя сцена «Дяди Вани» в современном варианте, когда жизнь прошла, а вместо тетради со счетами «идет счет времени» «под ветхим абажуром». «Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба, будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя», – пытается успокоить его Соня. А тем временем герой стихотворения Елизаровой проживает этот «длинный, длинный ряд дней», и мы видим, чем оборачивается Сонина утопия. Вместо Сони теперь – орущая жена, а вместо обещаний «неба в алмазах» – угрозы уйти с тем, кто одарит алмазами земными: «…что будет город/ иной, где жизнь ее забьет ключом,/ где сыновья его окончат школу,/ родят детей... Но он-то здесь при чем?» Так выворачивается изнанкой Сонино механическое «трудиться для других». Это существование без поиска своего призвания, «без слез, без жизни, без любви», превращающее мир многоэтажек в страну бумажных человечков. За ее пределами обитает любовь. Она вдыхает душу живую в ледяное пространство зим реальных и метафорических, отогревая память прошлого. Но это не панацея от одиночества и переживаний. Такое было бы возможно только в мире бумажных человечков. А в этом – любовь есть вечное движение друг к другу по ломкому льду отношений.
По застывшему озеру,
крытому корками льда,
ты идешь мне навстречу,
только одна беда:
в легком тумане, в искрящейся
белизне
словно не можешь ты подойти
ко мне.
С любовью все только усложняется, усиливается, обостряется. Но зато открываются небеса.
Бредешь наугад, только
ветер колючий в лицо,
а хочется света, огня, теплой
радости в доме.
Но ты одинока, как анахореты
и вдовы,
и черпаешь сил в разговорах
с Небесным Отцом.
Книга Наталии Елизаровой заставляет задуматься о многом и о главном. Она рассчитана на медленное чтение и на читателя, идущего в глубину.
комментарии(0)