0
1588
Газета Поэзия Интернет-версия

07.09.2022 20:30:00

Синоптик синопсисов

Синтез прозы и поэзии

Тэги: проза, поэзия, философия, куба, хиппи, парк победы, мумитролль


33-14-2480.jpg
Проснулась в глуши, в деревне, и воды нет… 
Фото Андрея Щербака-Жукова
Книга Аксаны Халвицкой – новая попытка вывести русскую словесность из строгой геометрии традиционных форм и устремиться на просторы литературного эксперимента. «Синопсис о сапиенсах» представляет собой сгруппированные вместе поэтические произведения и прозаические этюды. Порой грань между прозой и поэзией истончается, еще не создавая синтез искусств, но показывая возможность такого синтеза, как это происходит в рассказе «Марьяшка»: «Живу в проходном дворе как будто. Тут и красная кирпичная крошка, и бархатцы, и эмалированное ведро, что напрокат у соседа взяли, да так и забыли отдать. Сколько ж в нем накопилось мушек и веточек, стихов, фотографий разных».

В то же время некоторые тексты Аксаны, преподнесенные как поэтические, имеющие мощную бытописательную линию, по наполнению и вниманию к деталям вполне способны стать небольшой прозаической зарисовкой: «Проснулась в глуши, в деревне, и воды нет. Надо бы выбираться. А у подруги мать – хиппи, путешествует с велосипедом, кошкой и двумя швейными машинками. Обычная и оверлок».

Аксана словно хочет обратить внимание читателя, что диктат формы не так уж и важен, когда автору есть что сказать. Организация текстов в сборнике напоминает дневник или альбом, в котором стихи следуют за прозой, газетные вклейки сменяют памятные фото и вложенные между страницами стебельки трав. Зарисовки и этюды перемежаются законченными произведениями. Осмысленный нарратив переходит в поток сознания: «Когда понимаешь – тебя-то я и искала. Не выбирала литературу, просто любила – словно от диких собак, лангольеров, исписанных маркером подоконников отскакивало в шелестящую темноту амурского побережья».

В текстах сборника широко раскрыта тема путешествий. Это еще не библейский эксод, но уже и не туристическая прогулка. Лирические герои Халвицкой то бегут от рутины куда глаза глядят, то кочуют с места на место, используя для этого любые возможные средства: «На ласточках, электричках, качающихся из стороны в сторону, с Парка Победы до наступления темноты, до Орска, а лучше – до Комсомольска…»

33-14-13250.jpg
Аксана Халвицкая. Синопсис
о сапиенсах.– М.:
Формаслов, 2021. – 114 с.
Эта тяга к перемене мест, синдром перелетной птицы придает текстам Аксаны дополнительную легкость и в то же время – едва уловимый оттенок светлой печали. Ее странствие – это пока не одинокий путь анахорета, но путешествие Муми-тролля в компании с верным другом: «К обеду он почуял неладное и позвонил: «Ты, – говорит, – что делаешь?» Ответила честно, как и полагается в таких случаях. Что вот она, Куба – с другой стороны Земли. А вот я – уже постирала футболки: зеленую и вторую, потому что ты тоже едешь».

«Синопсис», несмотря на явную романтическую основу, совсем не оторван от реальности. Аксана не стесняется «рисковать вечностью», часто и охотно упоминая в своих текстах названия станций метро, известные сегодня торговые марки и бренды, детали, которые, вероятно, не будут понятны будущим поколениям. В этой связи ее произведения перекликаются с работами западных поэтов XX века, например битников, а также некоторых российских поэтов девяностых и нулевых. В текстах с последовательной фиксацией событий можно усмотреть влияние лианозовской школы, хотя личностное в поэзии Аксаны не достигает такой степени редукции, как у лианозовцев: «…Костику сорок пять и он у Марты приемный. Приехал на черном BMW, когда я у пруда водомерок считала. С собой куртка и колонка с музыкой. Потанцевали, собрали грибов, зашли к Сереге за самогоном и настойками…»

Сборник «Синопсис о сапиенсах» заслуживает внимания читателей, способных по достоинству оценить поэзию с хештегом «Сегодня и здесь!», желающих расшифровать плотно упакованный код постнулевой культуры.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
1544
Перезагрузка в чистилище

Перезагрузка в чистилище

Алексей Белов

Сочетая несочетаемое, или Мостик между древним миром и современностью

0
643
Островок музыки и смыслов

Островок музыки и смыслов

Анна Аликевич

Читательское гадание на книжном зеркале

0
438
Попугай

Попугай

Евгения Симакова

Рассказ про исполнение желаний

0
537

Другие новости