Юродивый Поэтограда. Фото из книги Николая Глазкова «Избранные стихи» |
Ворона непременно разоблачат, но гуттаперчевое «ч» будет играть мощным таким звуком, что заслушаешься:
Черный ворон, черный дьявол,
Мистицизму научась.
Прилетел на белый мрамор
В час полночный, черный час.
Самоирония, сквозящая онтологическим ветром, перекликается с иронией над… всеобщими штампами и государственной пропагандой:
Я спросил его: – Удастся
Мне в ближайшие года
Где-нибудь найти богатство? –
Он ответил: – Никогда!
(…)
Я спросил: – Какие в Чили
Существуют города? –
Он ответил: – Никогда! –
И его разоблачили!
Век, выпавший на долю поэта, его недра и закрома изобиловали и кровью и ядом, и свершениями и потрясающими открытиями, но, кажется, никто так ясно не определил метафизику истории, как Николай Глазков – одним четверостишием:
Я на мир взираю из-под
столика,
Век двадцатый – век
необычайный.
Чем столетье интересней
для историка,
Тем для современника
печальней!
Печальная истина, хотя и историки – современники, и по истории поэзии вполне можно восстанавливать историю времени, в которое жил поэт.
Печальны и другие истины, открытые метафизическим иронистом Глазковым:
Когда я шел и думал – или-или,
Глухонемые шли со мною рядом.
Глухонемые шли и говорили,
А я не знал – я рад или не рад им.
*
Один из них читал стихи
руками,
А два других руками их ругали,
Но как глухонемой –
глухонемых,
Я не способен был услышать их.
Люди – бездны в телесной оболочке, в спецкостюме плоти, и одной бездне услышать другую – ох, как сложно…
Собиратель истин, постигатель времени, странник стиха – великолепный Николай Глазков утверждал, что все дороги ведут не в Рим, а в Поэтоград.
К сожалению, наше время опровергает это.
Но есть, хочется надеяться, и иное, метафизическое измерение реальности, то, в котором свободно существовал Глазков, где поэзия вечно сияет золотом света.
* * *
Великое искусство – самому себе корежить жизнь, валяя дурака…
О, Глазков – дервиш русской поэзии, чья ирония переходит в метафизику, при этом очевидно, что ему не жаль ничего – ни криво идущей судьбы, ни того, что материальный, бытовой рай не обрести.
Главное – четкое знание того, что «от моря лжи до поля ржи дорога велика».
Ибо поэзия круто замешена на правде и подлинности, даже если примеряет разные маски: простака, шута...
Великое искусство самому себе корежить жизнь ведет к плодоносному результату: осознанию всей гаммы жизни, сущностных ее гроздьев. Ворон успеет нечто каркнуть, прежде чем его разоблачат. Часы успеют пробить…
А вечность – это просто отсутствие времен, какое компенсируется сияющими скрижалями поэзии.
* * *
Особый стоицизм – с алмазным высверком понимания яви и дара жизни:
А если пыль дорожная
И путь ведет в Сибирь,
То все равно как должное
Приемлю эту пыль.
Космос четырех строчек Глазкова обжигает примером высоты: миропонимания, мировидения; скрытая религиозность бьет сгустком строк – поэт принимает волю Высшего, не оспаривая…
Творя свои словесные молитвы.
История, перевитая абсурдом, рассказанная в «Балладе», отливает кафкианскими оттенками, совмещенными с огнем Хармса, но – все совершенно по-глазковски и оптическая точность каждой строки завораживает:
Он вошел в распахнутой
шубе,
Какой-то сверток держал.
Зуб его не стоял на зубе,
Незнакомец дрожал.
Потом заговорил отрывисто,
быстро,
Рукою по лбу провел, –
Из глаз его посыпались искры
И попадали на ковер.
История продлится – странная, волнующая, словно призывающая чувствовать на новых вибрациях. Легко выдувается шар стихотворения: легко, воздушно, и – будто взлетает оно само воздушным шаром, жарко и ярко переливаясь оттенками – в воздухе духа:
Белеет яблоневый цвет –
Унынья нет.
Ласкают взгляд леса, луга,
А не снега.
Течет веселая река –
И берега
Как будто водят хоровод
У милых вод.
Космос качается над нами.
Космос начинается в нас.
Поэт чувствует соединение оного, он чувствует вселенную как родное естество, и огромность ее отражается в каждой капле…
Капли стихов переливаются на стебельках райских трав…
Есть поистине нечто райское в таинственных звуковых разводах Николая Глазкова. Огни – не стихи – адресуются огненной боярыне:
Милая, хорошая, не надо!
Для чего нужны такие
крайности?
Я юродивый Поэтограда,
Я заплачу для оригинальности...
У меня костер нетленной
веры,
И на нем сгорают все грехи.
Я поэт ненаступившей эры,
Лучше всех пишу свои стихи.
И точность самоопределения велика: юродивый, как Хлебников, как мало кто…
Юродивый, бродяга по мирам, вечный странник – Глазков не умер, растворился в запредельном пространстве: созвучия которого нам не представить, увы…
комментарии(0)