Юрий Цветков. Выбранные места – М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии / Пальмира, 2023. – 86 с. – (Пальмира – поэзия). |
Но свою поэзию он как-то не любил выдвигать на первый план. (Собственно, «Выбранные места» – третья книга поэта, если считать и их совместный сборник с Файзовым «Часть жизни».)
А когда все-таки немножко выдвинул, выяснилось, что творчество его – философское, иногда ироничное, тонкое и глубоко, порой до боли, личное. «Промозглый зимний день / Отмечен будет ладно. / Ты платье лучшее надень. / Послушаем, как капает из крана. // И тихо в комнате моей / Уютной, больно, мама. / Давай любить еще сильней. /…На кухне капает из крана» .
Или, например, стихотворение «В воскресенье учил младшую дочку кататься на велосипеде…»: «Зачем вообще люди рождаются на свет, / Как же она будет переживать настоящую боль, / Как она переживет тот момент, / Когда поймет, что все люди смертны и она».
В сборник «Выбранные места» (удачное название, в котором ощутимо изящный эстетско-филологический флер) вошли произведения из книги «Синдром Стендаля» с включением девяти текстов разных лет, дополняющих это поэтическое высказывание, и раздел, который составили стихотворения, написанные в последние годы. Помимо стихов о родных (у Юрия много стихов о матери, отце, жене, дочках, поэтому они часто столь откровенные и даже режущие) и общефилософских, иногда очень остроумных текстов («Заверните нам вдохновение / Продавец ответил, как истинным гениям: / – Вам в профиль его или анфас? / – Все равно. Главное, чтобы не мимо нас. / А как раз. / – Одну минутку. Сейчас») в книге добавились стихи, в которых поэт осмысляет происходящее в данный момент в России: «Ах, это грубое большинство, / На которое не найти управы. / Сохраняю свой статус-кво – / Одиночка ненужной державы».
Наверное, не будет ошибкой сказать, что сборник Юрия Цветкова – это откровенный (и разнообразный, порой непредсказуемый по техникам подачи) дневник. Особенно в моменты размышлений о смерти: «В черном, фиолетовом, золотом, / Какой красивой ты лежала в гробу. / Не успел отцвести цвет твой молодость. / Упокой, Господи, Ларису, твою рабу. // За сельским кладбищем, там за горами, / Садилось огромное солнце за край земли. / Воздух наполнен колоколами. / От всего отрешилась, ушла и вдали // Провалившиеся от времени холмики-предки. / Тишина. Днестр. Благодать. / До одури пахнут спелые яблоки – / Еще страшней в такой красоте умирать…»
В заключение стоит добавить, что у многих стихов легкая, изящная, как бы танцевальная ритмика, которую еще хочется сравнить с прерывистым дыханием, и что даже в силлаботонике Цветков рифмует не слова, а мысли.n