0
2408
Газета Поэзия Интернет-версия

22.05.2024 19:50:00

А жил я в доме возле Бронной

К 25-летию со дня смерти Евгения Блажеевского

Тэги: поэзия, история, ссср, берия, лирика


Поэт Евгений Блажеевский (1947–1999) умер 25 лет тому назад, в мае. Самые знаменитые его стихи, впрочем, про осень. Осень – элегически-роскошная, византийски-прекрасная:

По дороге в Загорск понимаешь

невольно, что осень

Затеряла июньскую удаль

и августа пышную власть,

Что дороги больны, что

темнеет не в десять, а в восемь,

Что пустеют поля, и судьба

не совсем удалась.

Что с рожденьем ребенка

теряется право на выбор,

И душе тяжело состоять

при разладе таком,

Где семейный сонет заменил

холостяцкий верлибр,

И нельзя разлюбить, и противно

влюбляться тайком.

Глубокий, грустный, словно избегающий трагизма, голос Блажеевского узнается сразу. В самой ритмике речи – такая свобода дыхания. Строки словно отрываются от реальности, поднимаясь над землей, неся весть в беспредельность. В бесконечность вечности. А что жить долго не удастся и двадцать первый век не откроется поэту, так хватит и двадцатого, лишь бы стихи звучали.

В образе поэта есть нечто от городского бродяги, от дервиша поэзии. Его неприкаянность позволяет находиться над тусовками и прочей суетой. Сквозь одинокий сквозняк несущегося товарняка проступает тяжелая истина, сконцентрированная в финальном двустишии:

Качаются, скрипят продутые

вагоны,

Колеса в темноте

разматывают нить.

Любви, причем большой,

желают миллионы,

Никто не хочет сам кого-то

полюбить…

Эгоизм стал теперь нормой жизни, даже нормой норм. Любовью к жизни густо пропитана поэзия Блажеевского. В его фамилии сконцентрирована миссия блаженного поэзии. Ветер, поле, вечные русские символы:

Беспечно на вещи гляди,

Забыв про наличие боли.

– Эй, что там у нас впереди?..

– Лишь ветер да поле.

Но это – онтологический ветер и экзистенциальное поле. Мощно играет звукопись, подчеркивая бесприютность жизни и трагедию, поджидающую за каждым поворотом, в каждом кадре невесть кем снимаемого глобального кино:

Волненье челюсти свело.

Соседки утварь разобрали.

И стало в комнате светло

И пусто, как в безлюдном зале.

Колоколом бытия ударит финал стихотворения:

Переступил через порог,

Подветренной судьбе покорный.

И потянул, и поволок

Невырываемые корни…

Есть у него и жесткие философские афоризмы:

Благословенна память,

Повернутая вспять.

Ты будешь больно падать,

Да редко вспоминать.

Осядет снегом горе,

Дитя увидит свет…

В естественном отборе

Для боли места нет.

Да, в естественном отборе не помещается боль, сколь бы велика она ни была. Она порой и в душе не помещается. И в поэте она, кажется, не помещалась:

Те дни породили неясную смуту

И канули в Лету гудящей

баржой.

И мне не купить за крутую

валюту

Билета на ливень, что лил

на Большой

Полянке…

Представление окончено. Пора выходить из зала. Пестрый шатер истории многоструктурен и допускает различные формы осмысления. Осмысление советского периода, исполненное Блажеевским, выглядит внушительно до того, что оторопь берет:

– Лаврентий Берия мужчиной

сильным был.

Он за ночь брал меня раз

шесть...

Конечно,

Зимой я ела вишню и черешню,

И на моем столе,

Представь, дружочек,

Всегда стояла белая сирень.

– Но он преступник был,

Как вы могли?

Поэтическая речь Блажеевского естественна:

– Как это страшно!..

– Поначалу страшно,

Но я разделась сразу, –

В этом доме

Красавицы порою исчезали,

А у меня была малютка-дочь.

Так страшно, что и рифма не нужна. Но исторические экскурсы скорее исключение в лирике Блажеевского. Он чувствовал причастность к поколению, к советским безднам:

Мы – горсточка потерянных

людей.

Мы затерялись на задворках

сада

И веселимся с легкостью детей –

Любителей конфет и лимонада.

Мы понимаем: кончилась пора

Надежд о славе и тоски

по близким,

И будущее наше во вчера

Сошло-ушло тихонько,

по-английски.

И бесконечная детскость легкими волнами плещется в поэзии Блажеевского. Язык его совмещает упругость, фактурность, любовь к деталям. Ностальгические ноты звучат почти постоянно:

Веселое время!.. Ордынка...

Таганка...

Страна отдыхала, как пьяный

шахтер,

И голубь садился на вывеску

банка,

И был безмятежен имперский

шатер.

Империя казалась вечной. Тяжелые картины пишет порой поэт. Но именно такие картины и милы ему:

А жил я в доме возле Бронной

Среди пропойц, среди калек.

Окно – в простенок, дверь –

к уборной

И рупь с полтиной – за ночлег.

Большим домам сей дом

игрушечный,

Старомосковский – не чета.

В нем пахла едко,

по-старушечьи,

Пронзительная нищета.

Не этот ли мотив подхватит, по-своему обработав, через много лет Борис Рыжий? В горестном сложно усмотреть счастье. Но оно есть. Блажеевский остался в двадцатом веке. Но что для поэзии жизнь поэта? Она живет по своим законам, не считаясь с последней датой. 


Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1750
Вы ошиблись, выбрав меня

Вы ошиблись, выбрав меня

Ухмылки, усмешки, улыбки в рифму и без

0
1957
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
947
Калеными шомполами

Калеными шомполами

Андрей Мартынов

Неизвестные союзники Деникина

0
1047

Другие новости