Может ли голос человека быть драгоценным сам по себе?
Едва ли не первое ощущение от стихов Юрия Левитанского – сквозь «интеллигентную» оболочку вдруг прорывает древняя энергия заговора, архаическое искусство забарматывания ран, исцеления. Шаманство целителя и проводника. Поэтический голос исходит от непререкаемого наставника, чей авторитет – вне сомнения, хотя он твердит свое совсем тихо, словно нашептывая из глубины сна:
Всего и надо, что вчитаться, – Боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть
нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать
и перечесть
Льдины замерзающего мира поэт раздвигает, словно багром, силой личной обращенности к собеседнику, настойчивым взыванием от «ты» к «я». Не стихает неведомо откуда идущий гул утешения. Даже в полной заброшенности и тоске говорящий обживает пространство речи для того, кто оставил его в пустыне:
Дитя мое, моя мука,
мое спасенье,
мой вымысел, наважденье,
фата-моргана,
синичка в бездонном небе моей пустыни,
молю тебя, как о милости, – возвратись!
Особая, удлиненная, как бы удвоенная строка Левитанского во многих его стихах возвращает читателя в эту пустыню – ради того, чтобы потом вывести из нее. Напоминает и обломки корабля, потерявшиеся в безбрежности моря. Но реальный масштаб и динамика стихов Левитанского – не море, а упорство речного потока, вынужденного торить себе русло по нехоженой земле. Нитка реки по-своему бесконечна. Ее поэт и наматывает на руку, чтобы забросить, словно леску, как можно дальше. Уход на речную глубину, а потом возвратное движение на поверхность – ритмическая и действенная основа многих стихов Левитанского. Придает самому поэту неожиданное сходство с поплавком, полностью зависимым от появления рыбы – и рывка невидимой руки.
В стихотворенье –
Как в воду,
Как в реку,
Как в море,
Надоевшие рифмы
Как острые рифы,
Минуя,
На волнах одного только
ритма
Плавно качаюсь
Поэт, погруженный в речь и ведомый ее внутренними течениями, сам – без лодочки стихотворных «канонов» – добирается до первоисточника ритма. Это одно из свидетельств бессознательно-библейских корней голоса Левитанского, подсказывающее смысловой ряд: река – купель – крещение – духовное рождение. Но откуда приходят библейские темы и смыслы к человеку неверующему – по крайней мере осознанно? И почему-то знающему, что слово не родится без отклика.
Благая весть проникает в мир через речь, общение. Рай Левитанского – это разговор, ничего не знающий о времени. Райское состояние – когда понимание предшествует мысли и слову. Оно изначально. Разговор пребудет с «нами» и «вами» и вопреки переменам свяжет разделенные эпохи. Ад для поэта – разлученность без надежды. Каждый – сам по себе, никто никого не слышит. Его весть – о голосе, который не стихнет, несмотря на время и расстояние. У Левитанского почти нет строк, рожденных вне собеседования, не обращенных к кому-то персонально.
Ах, друзья мои,
как замечательно было б…
Но глубинный ритм стиха отрицает обыденную речь, шелест невзрачной, непритязательной болтовни. Через ритм происходит выход к космосу, в большое вселенское Время:
Мы и сами –
круженье космической пыли,
мы малые ритмы Вселенной.
Все планеты и звезды,
трава и цветы,
и пульсация крови,
искусство,
политика,
страсть –
только ритмы,
одни только ритмы.
Такова и поэзия, кстати, –
ее стержень, и ось, и основа –
напряжение ритма,
движение речи,
пульсация слова.
Вы, возможно, заметили,
как я легко
обхожусь временами
без рифмы,
но без ритма –
о нет, извините,
без ритма всему наступает конец,
это смерть,
ибо только она
существует вне ритма,
и не оттого ли
мы над ней водружаем
свои сокровенные ритмы –
величавые ритмы прощальной молитвы,
колокольного звона
тяжелые мерные ритмы,
звуки траурных маршей,
написанных
в ритме рыданья
Строка создает будущее, голос длит его. Малый ритм стиха резонирует с большим ритмом исторического, а в перспективе – и космического – разговора:
И снова будет дождь бродить по саду,
и будет пахнуть сад светло
и влажно.
А будет это с нами иль
не с нами –
по существу, не так уж это важно
Это история становления голоса в пустоте. Нащупывание права на голос – когда он ничем не поддержан, кроме стремления души. Начиная с 1970-х, Левитанский почти не вспоминает в стихах большую историю. Один из его экспериментов – говорить лишь «от себя», изнутри, без опоры на внешнее. Прямым текстом. Как на духу:
В наше время
демонстраций,
манифестаций,
всевозможных шествий
вижу себя
в одной из колонн
с транспарантом,
на котором начертано
самое мое любимое,
заповедное,
сокровенное,
от которого
дух у меня захватывает –
нет, не названье,
нечто гораздо большее,
чем названье
(жизни? судьбы? пути?),
возглас отчаянья,
крик о помощи,
мольба о помилованье –
это я,
это я, Господи,
Господи,
это я!
Левитанскому удалось через обыденную речь пробиться к первоисточнику молитвы – персональной и первозданной, спонтанно родившейся из глубины, как раскрытие внутреннего голоса. Но в большинстве его стихов молитва адресована не Всевышнему, а неведомым людям – когда бы они ни жили. Поэтому она естественным образом преображается в мантру, с помощью которой человек гармонизирует собственную глубину. В силах каждого – чтобы внутренняя речь не оборвалась в пустоте и хотя бы издалека была кем-то услышана и подхвачена.
комментарии(0)