Акцент
В СТАТЬЕ Александра Деркача "Пути социальной адаптации", на мой взгляд, даны неверные оценки Государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и членов их семей" на 2002-2005 гг.
Уж не знаю, какие общественные и некоммерческие организации, проведшие независимую экспертизу, имел в виду автор статьи, но вряд ли можно назвать экспертом того, кто среди плюсов документа смог заметить только один - что он предполагает бюджетное и внебюджетное финансирование. В то же время основным недостатком программы названо то, что она "экономически невыгодна, так как исповедует ошибочный подход: увольняемые военнослужащие - это иждивенцы, нуждающиеся в социальной помощи". Если следовать логике автора, то можно запросто прийти к выводу: увольняемые военнослужащие не нуждаются в какой-либо социальной помощи. Однако затем, "раскритиковав" и "разоблачив" еще несколько несуществующих пороков документа, г-н Деркач предлагает мероприятия именно из области оказания военнослужащим социальной поддержки, не смущаясь, правда, тем обстоятельством, что основные эти мероприятия присутствуют в программе. Кроме, разумеется, нелогичных и заведомо невыполнимых - например, обеспечить возможность "любому военнослужащему (вне зависимости от места прохождения службы) пройти обучение в любом учебном заведении страны на одинаковую сумму".
Думаю, что нет необходимости опровергать все несуразности, содержащиеся в публикации, - любой непредвзятый читатель без труда обратит на них внимание. Пожалуй, гораздо полезнее обратиться к самой программе.
Реализация мероприятий по профессиональному ориентированию увольняемых военнослужащих, их профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве и др. будет осуществляться, естественно, в тех регионах, где эти проблемы наиболее остры. В связи с этим совершенно неясно, что подвело Александра Деркача к следующему печальному выводу: "┘будут растрачены миллионы, причем в основном в Москве с минимальной эффективностью для регионов"?
Москва, разумеется, не нуждается по данному вопросу в моей защите, но справедливости ради должен заметить, что по объему средств на социальную адаптацию военнослужащих по отечественным и зарубежным программам столица России находится в аутсайдерах. Судите сами: из средств федерального бюджета на государственную программу пока еще не выделено ни одного рубля - программа вышла после того, как уже был сформирован проект федерального бюджета на 2002 г. Так что по этому показателю все субъекты Российской Федерации находятся в равных условиях - у всех в активе по нулю.
Что касается внебюджетных источников, к примеру зарубежных программ, реализуемых в России, то здесь имеет место ситуация, когда увольняемые офицеры и прапорщики, проходящие службу в Москве или в Московской области, не имеют возможности в них участвовать. Например, российско-британская программа переподготовки военнослужащих успешно реализуется в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Самаре, Владивостоке, и только 3% слушателей занимаются по этой программе на курсах английского языка в Первопрестольной (36 человек).
Вызывает удивление, как это "независимые эксперты" и Александр Деркач умудрились не заметить мероприятий программы, направленных на решение проблем увольняемых военнослужащих, проживающих в военных городках и гарнизонах. Вот, например, что планируется пунктом 22: "Разработка проектов по созданию новых рабочих мест, развитию малого предпринимательства на базе высвобождаемых военных городков с использованием военного имущества и военной инфраструктуры, апробация пилотного проекта на территории Московского военного округа в Московской и Тверской областях (Наро-Фоминск, Тверь, Торжок)".