Юго-Восточная Азия (ЮВА) все в большей мере обретает черты театра военных действий (ТВД). Кремль и Белый дом – тот, что в Америке, конечно, – все более активизируют свою военную активность в этой части Азиатского континента. Это обусловлено прежде всего возрастающей значимостью ЮВА, обстановка на территории которой постепенно теряет свою стабильность, становясь все более угрожающей для всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и для сохранения мира на планете в целом. Важнейшим фактором интенсификации действий обеих сторон является ускорение экономического роста стран этой части планеты и их стремление повысить свою значимость на мировой арене.
Все это, а также дальнейшее обострение российско-американских отношений и развязывание Вашингтоном санкционной войны против Москвы привело к тому, что Америка и Россия стараются всеми способами укрепить свои военные позиции в ЮВА, а в конечном итоге утвердить здесь свое геополитическое влияние.
С 20 по 23 января министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в ходе рабочего визита в ЮВА посетил Мьянму, Лаос и Вьетнам. В ходе этого вояжа российского министра между сторонами был достигнут ряд соглашений в сфере военного и военно-технического сотрудничества (см. «НВО» № 3 от 25.01.17).
Вслед за главой российского военного ведомства 24 января в регион прибыл министр обороны США Джеймс Мэттис, который посетил Вьетнам и Индонезию. 25 января глава Пентагона провел переговоры со своим вьетнамским коллегой министром обороны Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) Нго Суан Лить. Как сообщила пресс-служба Пентагона, министры договорились о дальнейшем развитии отношений в военной области. «Министр приветствовал вовлеченность Вьетнама и его возрастающую лидирующую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – отметили в Пентагоне. Мэттис также заявил о том, что фундаментом оборонного сотрудничества является совпадение интересов двух стран.
Российские и международные эксперты указывают на то, что сегодня США активно набиваются в «друзья» Вьетнама. Но делают они это, исходя из геополитических соображений, поскольку в этом регионе возрастает влияние Китая, который постоянно наращивает свой военный потенциал. Именно поэтому США продают Вьетнаму катера береговой охраны и другую военную технику. США, как и Россия, весьма заинтересованы в том, чтобы продать Ханою как можно больше вооружений. Таким способом они пытаются склонить Вьетнам на свою сторону в соперничестве с Китаем.
Белый дом совсем не в восторге от того, что Пекин вытесняет его из региона, где раньше доминировал Тихоокеанский флот Америки. Строительство военных баз КНР в районе спорных островов архипелага Спратли (Наньша) в Южно-Китайском море (ЮКМ) вызывает озабоченность всех соседних государств. Сегодня на 45 островах в этом море находятся относительно небольшие воинские подразделения из Вьетнама, Китая, Малайзии, Филиппин и Тайваня.
Для Вьетнама вопросы защиты своих границ в ЮКМ имеют стратегическое значение. Резкое разногласие между Ханоем и Пекином возникло в июне 2017 года, когда Вьетнам начал бурение на морском шельфе в зоне, которая оспаривается Китаем, с целью поиска нефти и газа. Напомним, что еще до гражданской войны американские компании безуспешно пытались найти во Вьетнаме нефть. А советские нефтяники впервые применили здесь практику бурения не на 500–600 м, как это делалось обычно, а на 3000 м, и в 1983 году на шельфе было открыто первое значительное нефтяное месторождение Баххо – «Белый тигр» (White Tiger). Потенциальные запасы нефти на шельфе ЮКМ оцениваются в 10–16 млрд тонн. По данным Министерства энергетики США, только в районе Рид-бэнк архипелага Спратли сосредоточено до 5,4 млрд баррелей нефти и до 55,1 трлн куб. м природного газа.
После дипломатических протестов Пекина вьетнамская сторона приостановила геолого-разведывательную деятельность. Знаком дальнейшего ухудшения отношений между Ханоем и Пекином стала отмена встречи министров иностранных дел двух стран на полях недавно завершившегося саммита АСЕАН.
Однако, как отмечают российские и зарубежные специалисты, в сближении США и Вьетнама существуют и определенные пределы. Сегодня вьетнамские дипломаты избавились от «идеологических комплексов» и стереотипов. Ханой стремится к многовекторной политике. Он готов сотрудничать с теми странами, которые представляют для Вьетнама интерес, вне зависимости от их общественного строя. Страна строит стратегическое взаимодействие не только с Россией, США, Китаем, Дели и с Токио, но еще и с более чем десятью другими государствами АТР. Именно в последние годы Ханой стал вести себя достаточно активно в международных отношениях. Но США до сих пор не стали и вряд ли станут исключительным союзником Вьетнама, подчеркивают эксперты, так как существуют серьезные идеологические разногласия между социалистическим Вьетнамом и капиталистическими США. Кроме того, Ханой крайне не заинтересован в конфликте с КНР и сотрудничает с США в том числе и для того, чтобы добиться от Пекина определенных уступок и, если он их получит, то сотрудничество с американцами обретет несколько другие формы.
комментарии(0)