0
1216
Газета Полемика Интернет-версия

30.10.1999 00:00:00

Почему не ладится бюджет?

Валерий Дзгоев

Об авторе: Валерий Дзгоев - министр финансов Республики Северная Осетия-Алания.

Тэги: бюджет, Титов, Минфин


В СТАТЬЕ "Испытание бюджетом" председатель профильного комитета Совета Федерации Константин Титов выступил с жесткой критикой в адрес Министерства финансов РФ в связи с обсуждением основного экономического документа страны на 2000 г. Хотелось бы по этому поводу высказать несколько принципиальных соображений.

Несомненно, в словах автора есть доля истины, когда он говорит, что новый закон о бюджете не соответствует капиталистическим принципам, что отечественные финансисты, "владея терминологией рыночной экономики", не отошли еще от того, что прочно укоренилось в нашем экономическом мышлении с советских времен. Когда в экономике существовал жесткий диктат Политбюро, государство фактически строилось по унитарному принципу, а не по федеративному, как формально считалось. Константин Титов прав и в том, что в нынешнем своем виде этот закон провоцирует недобор налогов, несформированную доходную базу бюджета и, как следствие, кризисное состояние экономики и необходимость проводить секвестр расходов. Несовершенство бюджета влечет за собой и отсутствие стимулов для сбора налогов в субъектах Федерации, пожарные меры в законодательстве. Далее председатель бюджетного комитета СФ высказывает конкретные рекомендации о размерах первичного профицита бюджета, о пересмотре таможенных пошлин и говорит о бесспорном противоречии, в которое вступает бюджет-2000 с Бюджетным кодексом.

Да, Министерство финансов РФ виновато в том, что не написало "бюджет капиталистического общества". Но разве только одни сотрудники Минфина должны строить для нас рыночную экономику и страну с рыночными демократическими законами? Начиная со 2 января 1992 г., когда были отпущены цены, многократно менялись и руководство Минфина, и правительство в целом. Только за последние полтора года мы сейчас имеем шестое правительство. Так кого же винить? Кто должен был внедрить рыночные и демократические принципы управления федеративным государством и его финансами?

На наш взгляд, сегодня мы не готовы к написанию бюджетов, которые бы выдерживали испытание рыночной экономикой. Просто в стране недостаточно специалистов, которые в состоянии это сделать. Хотя бюджет - районный, областной или федеральный - могут написать несколько человек. Но так как обсуждают и затем принимают его законодатели, то систематические знания о бюджетном устройстве федеративного государства с рыночной экономикой должны быть у очень большого числа людей: депутатов всех уровней, финансистов, глав администраций, партийных лидеров и, конечно же, ученых. Власть вообще может быть сильной, только если опирается на активное участие масс.

Так вот: все эти люди лишены возможности прочитать что-либо о бюджетной, финансовой науке. Соответствующих книг нет, и в результате нет соответствующих знаний. Это удивительно, но факт: за последние несколько лет на русский язык переведены классические монографии и учебники по банковским финансам, по финансам предприятий. По государственным же финансам и бюджетному устройству переводной литературы нет. Еще более удивительно, что нет в стране этих книг и на языке оригинала, то есть английском, немецком и т.д. Вам понадобится несколько недель, чтобы найти библиографию, и то не у нас в стране. До сих пор у нас издаются лишь книги отечественных авторов, знакомых только с нашей бюджетной системой. Советским финансистам не нужно было знать работы Кейнса, законы Вагнера. Не было у нас никогда проблем с безработицей, с ценами, инфляцией. Нам не требовалось знать, каким должно быть соотношение государственного и частного сектора. Эта проблема актуальна только сейчас, раньше ее вообще не было. Принципиально другим, нежели сегодня, было отношение к налогам. Совершенно иначе принимались государственные решения. Не было проблем с оппозиционными партиями, отсутствовало разделение властей (все министры были депутатами) и т.д. Изучая опыт передовых западных стран, начинаешь понимать, как много нам надо учиться в деле управления государственными финансами.

Правительством одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999-2001 гг. с конкретной программой действий. То, что предлагается далее, - по сути дела, развитие этой программы. Назову лишь принципиальные моменты.

Во-первых, закон о бюджете, должен быть частью четырех-, пятилетнего плана, то есть наряду с подробным обсуждением статей бюджета необходимо обсуждать или хотя бы иметь среднесрочный план развития.

Во-вторых, главными хозяйственно-политическими целями бюджетной политики Федерации и ее субъектов должны быть стабильность уровня цен, высокая степень занятости, рост экономики. В ФРГ по закону 1967 г. о поддержании стабильности и роста экономики Федерация и ее субъекты - земли - в своей бюджетной политике обязаны ориентироваться на эти цели и на требование внешнеэкономической сбалансированности. То есть бюджетная политика должна фокусироваться на трех главных показателях состояния здоровья экономики: безработице, инфляции и экономическом росте.

Бюджетный федерализм в России находится еще в самом начале своего развития. До сих пор, выстраивая межбюджетные отношения, мы не отвечали на основополагающие вопросы: какие государственные расходы отнести на федеральный уровень, а какие - на уровень территорий; как оптимально распределять наши доходы.

Две главные проблемы, мешающие развитию у нас бюджетного федерализма, всей системы государственных финансов, - это отсутствие информационного и кадрового обеспечения этого процесса.

В ближайшие годы мы обязаны исправить ситуацию. При этом следует очень глубоко изучить мировой опыт и лучшее из него с учетом нашей истории, географических возможностей и уровня развития, внедрить у себя.

Это позволит не только глубже понять сам бюджет, но и усовершенствовать систему управления государственными финансами, взаимоотношения между Минфином, налоговыми службами, таможней, внебюджетными фондами.

Для решения этих задач, по-видимому, нужна программа, соответствующая масштабам и уровню развития страны. Нужно провести переподготовку экономистов и финансистов, имеющих отношение к государственным финансам. В этой большой и очень важной работе должны участвовать и законодательная, и исполнительная власть. И здесь требуется специальная подготовка - одними упреками или лозунгами нам систему государственных финансов не изменить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
254
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
362
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
308
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
360

Другие новости