0
1110
Газета Полемика Интернет-версия

29.01.2000 00:00:00

О сталинском мифе

Марк Ляндо

Об авторе: Марк Ляндо - литератор.


"...А тот юрод и песнотворец, Элладой бредящий еврей? Зачем ему Кремлевский горец с канальской шайкою своей?" - написал я в одном своем опусе на вечную, так сказать, тему о назначении поэта... И действительно - зачем?..

* * *

Человек - существо символическое, мифологическое, сказано было однажды. И правда, история - это, конечно, миф или система мифов, как там было на самом деле - кто знает? Он украл или у него украли? Вот, скажем, про соседа или про мэра такого порой наговорят!.. А тут еще какой-нибудь Фоменко уже и всю мировую историю в трех томах перепишет, да так, что хоть святых выноси!

* * *

История - достояние поэта, сказал великий и был прав. Историк, летописец - всегда поэт, сочинитель, даже и ученый. Поэт-ученый. "Поуч" созвучно с "пауч": слушает, собирает, располагает факты, бросает свет или тени, прядет, ткет. Теперь уже и во всемирной паутине. Поет. Или - им поют? Царь. Генсек. Время? Но, может быть, иной раз и сама Клио? Божественное начало - им пишет?

* * *

"А Сталин улыба-ется в пшеничные усы-ы, А Сталин улыба-е-е-тся в пшени-и-и-чные усы-ы!"

"Сталин - наше все", - поведал нам к 120-летию Иосифа Джугашвили-Кобы - Сталина главред уважаемой газеты и, по-видимому, вовремя уловил этой максимой некие веянья, настроения... желание, может быть, в исстрадавшейся глубине народной возвышения над собой некоей здоро-о-вой дубины!

И прямо-таки пронзил сей максимой мою душу, в иных, правда, настроениях пребывающую.

Итак. Сталин наше "псе" - вдруг послышалось за этим мне или как бы произнес сам потомок горийского сапожника - "Сталын нашэ псо!" И правда - "псо", подумалось мне. Я ведь тоже про рыжеусую эту, истор. личность сочинял в 70-80-х годах и даже целый "сон" ей посвятил в своей поэме о России: "Гиперборея, или Семь снов".

Ведь детство мое и юность до четвертого курса вуза прошли при нем, "Великом друге советских детей", да и по сегодня еще во многом по его букварю живем - копни иных наших губернаторов, вроде батьки Кондратенко или того же Муртазу Рахимова, не говоря уже о сопредельном Туркменбаши, его отыщем - почти прав тут Виталий Товиевич, везде Сталина, батюшку, найдешь - только с одним уточнением: не "все" наше он, а - "псо", наше "псо"!

* * *

"Путин - наша слава боева-я! Путин нашей юности полет!" - неужто и так потом запоют? И какой-нибудь уважаемый главред или уж, простите за игрословие, "глав-вред" оповестит народ, что теперь Путин - наше все? Или же этим "всем" останется все-таки один Пушкин?..

* * *

"В любой придорожной луже ты найдешь гада, иройством своим превосходящего всех иных гадов!" - премудро отметил как-то наш великий сатирик и большой российский чиновник Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, столь нелюбимый нашими "патриотами" во все времена. Было бы только "время гадов" - смута, революция, провал истории, гнойник, болезнь - "ирой-гад" всегда найдется. Наше "псо" всегда тут - был бы исторический заказ!

* * *

"Сосо идет! Сосо идет!" - кричали друг другу торговцы на базаре в Гори, на родине Иосифа-"Сосо" Джугашвили лет 110 тому назад и в ужасе накрывали какой-нибудь рогожей свою хурму, инжир или мандарины, когда будущий "Отец всех народов" с шайкой своих приятелей-оборванцев набегал на сей базарчик что-нибудь "экспроприировать". Это мне, развязав при хрущевской "оттепели" язык, с удовольствием поведал сталинский земляк, носатый, с синими маленькими глазками горийский грузин Хомизури, с которым мы работали тогда на Сихотэ-Алине в геологической партии.

* * *

"Говорят, что товарища Сталина за революционную деятельность выгнали из духовной семинарии? За революционную?! Да за воровство его выгнали! Я вместе с ним учился тогда в Тифлисской этой семинарии - то ли часы у кого-то спер, то ли деньги! Я вот не крал ничего, а теперь на нарах сижу, а он тут великим вождем стал, сатана бы его взял! Только молчок, молчок - я вам ничего не говорил..." (Из рассказа одного грузинского священника, репрессированного в 30-х годах.)

* * *

"Два класса правят миром - класс уголовный и класс правящий. При революции они меняются местами", - писал великий знаток революций, тоже "поуч" - Максимилиан Александрович Волошин... "В России только правительство - европеец", - отмечал Александр Сергеевич Пушкин.

К сожалению, попытки расширить в России европеизм, как и в иных модернизирующихся восточных ли, южных странах (об этом не раз говорил и писал Григорий Померанц, да его мало у нас слушают!), часто кончались убийством или ссылкой властителей страны или властителей дум - царей, поэтов...

"Варвары, дикое скопище пьяниц!" - твердит один из героев некрасовской поэмы. Да, тяжела ты, шапка Мономаха! Тяжко промешивать реформаторской дланью неграмотные массы Стенек, Емелек, мракобесных черноризцев либо очарованных странников - Платонов Каратаевых... "Мечтальность", вишь, у нас такая! Штольц, говорите? Тьфу ты, немец проклятый! бизнесмен? банкир? Чичиков? спекулянт! - мертвыми душами, воздухом торгует, Березовский! - не хотим!

Ах, не хотите? Так вот вам горийский бродяга, недоучка-семинарист, грабитель банков, Басаев начала века, да, да - и любитель, любитель книг и убийца миллионов. "Широк, широк русский, грузинский, башкирский, чеченский, латышский человек - я бы сузил!" Рябой фараон, взгромоздивший на костях лагерных и нелагерных рабов пирамиду атомной империи! А ведь рухнула, рухнула, и быстро, Виталий Товиевич, сразу - с гаркнувшего сдуру про репрессии Хруща - стала рушиться империя. Труба только нефтяная еще держала лет 20... Рухнуло царство Зверя, царство нашего "псо"! Тут, увы, особенно не обрадуешься: обломки до сих пор летят нам на голову, но, простите меня, путать реформаторов и "реформаторов" - чрезвычайно опасно. Ведь для каждой новой исторической парадигмы выбор ориентиров в прошлом страны имеет решающее значение! Сталинская империя рухнула, а вот у Петра I, у Екатерины Великой империя-то подольше стояла - еще на 200 лет хватило. У Александра II дело шло и было бы завершено, если бы не наше родное "псо" - Стеньки да Емельки с револьверами и нитроглицерином. Тогда бы и Гайдар с Чубайсом появились пораньше и менее болезненно все было бы, да не дал Бог...

* * *

"Если бы Петр Великий встал из гроба, кого бы он мог назвать своим полноценным и настоящим наследником?.. Только Сталина", - пишет в своей статье главред уважаемого издания. Ах, Виталий Товиевич! Виталий Товиевич, да ведь это "архивреднейшая мысль"! И, конечно, "полноценным" духовным отцом рябого поэта-террориста и великого диктатора является в российской истории Грозный Иван Васильевич - византийско-ордынский каган, толкавший Русь в азиатскую архаику, в Прошлое, а не "антихрист" Петр, несмотря на все ломки и надрывы железной дланью своей направивший ее все-таки в Будущее!

И как раз истинное "наше все" - Пушкин, в "Медном всаднике" жестко осудивший истуканно-беспощадную сторону российского самодержавия, но все-таки одобривший в целом дело великого реформатора: "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия!.." И совершенно правильно гайдаровцы взяли гербом силуэт Медного всадника: их победа на выборах, будем надеяться, только начало новой, дай Бог, чтобы менее мучительной для нас волны реформ российских, продолжающих дело Петра, Екатерины I и Александра II. Да вы и сами это чувствуете, называя Петра западником. И потомок Петра духовный - не Сталин, конечно, а Ельцин, да, Ельцин вместе с Гайдаром, Чубайсом и с Березовским, и с Путиным - этими "птенцами", если хотите, "гнезда Бориса". И жесткость их не сталинская, а именно петровская, пронизанная мечтой о свободной России, о "Новой Америке" Александра Блока, а не о страшном ордынско-византийском Египте, попирающем живых и мертвых.

* * *

Петр Великий был органически гениален - великан, "благословленный и небом, и бездной" (Томас Манн), с быстрым и живым умом, он покорял сердца одним своим видом, не терпел неподвижного византийско-азиатского "велелепия" и при всем своем, порой, свирепстве и буйных припадках умел прощать людей, приближал умных, иностранцев; проехал многие страны Европы, везде жадно учась, пытливо вглядываясь в дебаты в парламенте британском, не гнушаясь любой работой - сам брал в руки топор, буссоль, скальпель или даже щипцы дантиста и - шел в дело... Сталин же - сухорукий, низкорослый, рябой, с чудовищными комплексами, подозрительный - "ночная подслушивающая тварь", с чугунными гирями своих словес, никому ничего не прощавший (особенно самостоятельного ума) - это ведь нечто совсем другое. Ричард III у Шекспира, Иван Грозный - вот его "близнецы-братья", вот то самое "псо" мрачных глубин нашей истории, от которых отворачивать бы надо вектор национального нашего пути, всячески.

А нашим "всем" был и будет кудрявый гений Александр Сергеевич, оставивший нам для наших путеводительных мифов, для пресловутой "национальной идеи" - вечное напутствие: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2242
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1737
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3104
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
869