В ПОСЛЕДНЕЕ время оживленно обсуждается вопрос о возможности преподавания теологии в светских вузах. В "НГ" появилась статья декана исторического факультета МГУ, председателя соответствующего УМО (учебно-методического объединения) Сергея Карпова, где утверждается, что такая идея "получает все большее понимание и поддержку в обществе" и что "сейчас задача заключается лишь в том, чтобы этот комплекс наук получил государственную сертификацию". В общем, дело уже почти решенное. Между тем посвященный этой проблеме круглый стол, который недавно прошел в Центральном доме журналиста, показал, что на самом деле ситуация далеко не столь благостна: утверждение теологии как вузовской дисциплины может способствовать росту межконфессиональной и межрелигиозной напряженности.
Прежде всего введение теологии в вузах (как и в других светских учебных заведениях) противоречит Конституции, Закону о свободе совести и религиозных объединениях (ст. 4, 19), Национальной доктрине образования в РФ. Конституция гарантирует равные права всем религиям (в том числе, например, сайентологии), и ни закон, вступающий в противоречие с Конституцией, ни указ президента, ни даже решение УМО не могут ее отменить.
Среди основных причин введения теологии С.Карпову видится "необходимость заполнения духовного вакуума, образовавшегося после крушения коммунистического режима". Верующие должны принять эту тираду как кощунство - о какой такой коммунистической духовности автор говорит? На самом деле он имеет в виду идеологию, а не духовность. Смешение этих понятий недопустимо, ибо угрожает нарождающейся у нас свободе.
Действительно, общество с неокрепшим еще иммунитетом к тоталитаризму воспринимает, скажем, атеистов как новых диссидентов, отщепенцев, не разделяющих с народом "православную традицию, в течение более тысячелетия господствующую на Руси", чуждых этой "духовной сокровищнице христианства", наполненной "морально-этическими ценностями". "Диссиденты", на стороне которых окажутся права человека, тоже не останутся в долгу, и нашим руководителям вновь придется стесняться мировой общественности. И пусть подзаголовок статьи - "Ее (теологии. - В.Б., В.У.) введение не станет новым идеологическом императивом" - не вводит читателя в заблуждение, ибо С.Карпов, оговаривая разрешительный характер нововведения, тем самым выражает уверенность в том, что предложения со стороны вузов не заставят себя ждать. И здесь он прав. Бедственное положение большинства вузов погонит их посланцев за разрешением в столицу.
Утверждая приоритет православной традиции в нашей стране и признавая (да и как иначе!) широкое распространение ислама, С.Карпов не хочет (или не может?) додумать дальше - а дальше неизбежность соревнования, соперничества этих двух религий на образовательном, т.е. на государственно-идеологическом поле. Такое соперничество приведет к появлению среди политических лидеров молодых энергичных теологов различных конфессий, открытию новых мощных политических каналов влияния этих конфессий на ситуацию в обществе, усилению центробежных тенденций (скажем, в Татарии и Башкирии), - кто об этом будет думать? Или придется потом опять разводить руками - мол, "мы хотели как лучше..."?
Автор статьи в "НГ" смешивает две, в общем-то, различные вещи: преподавание теологии (с этого начинается статья) и подготовку теологов, создание теологических факультетов (этим она кончается). Если обратиться к дореволюционной традиции, то следует признать, что кафедры богословия в университетах обеспечивали религиоведческие, как сейчас бы выразились, курсы, например, историю церкви. Но теологов никогда не готовили светские учреждения - для этого имелись духовные училища, семинарии, академии, и государство к ним отношения не имело.
Наконец, совершенно очевидно, что теология (точнее, теологии) - инородный объект для российского высшего образования. Теологий столько, сколько религий, находятся они на разных уровнях развития, опираются на априорную веру индивидуума в соответствующую догму. Зачастую теологии находятся в конфликте друг с другом. Наука же едина и интернациональна, - попробуйте сказать о физике или математике во множественном числе! Наука объединяет людей разных национальностей и религий, потому что она выработала свой метод суждения, благодаря которому ее выводы представляют собой объективное знание. Такого метода у теологов нет, а наше общество как никогда ранее нуждается в согласии.
Фактически нам предлагают провести новые эксперименты с массовым сознанием. Можно исповедовать любую форму религии или атеизм - такое право есть у каждого человека, - но нельзя использовать религиозные чувства граждан в идеологических, а значит, в конечном счете политических целях.