0
1268
Газета Полемика Интернет-версия

14.02.2003 00:00:00

Наркоз при тоталитарном реванше

Евгений Ихлов

Об авторе: Лев Александрович Пономарев - исполнительный директор общероссийского движения "За права человека";
Евгений Витальевич Ихлов - аналитик ОД "За права человека".

Тэги: кпрф, зюганов, либералы, березовский


План объединения право-левой оппозиции, изложенный в "НГ" в статье "О союзе коммунистов и либералов", Борис Березовский выдвигал неоднократно: "Компартия + либералы" выступают против Кремля и создают парламентскую коалицию, которая способна парализовать законодательное оформление авторитаризма. Конфигурация абстрактна, как арифметическая задача. В бассейн открыты краны, и несложно рассчитать, когда он наполнится. Школьнику не важно, что течет из кранов и зачем. Иное дело - социально-политические реалии.

На первый взгляд все правильно: КПРФ - единственная последовательная парламентская оппозиция режиму "декоративной демократии". Если ее поддержит буржуазно-демократическая оппозиция, то можно не допустить конституционного большинства партии власти, заблокировать законодательное оформление деспотии. Истории известны примеры народных фронтов, других альянсов левых и либеральных демократов, выступающих против диктатур и консервативно-олигархических систем. Но если вглядеться в сущность "коалиции Березовского", то предлагаемый план в корне алогичен.

На роль ударной силы право-левого фронта предлагается КПРФ, единственная в стране массовая партия. При победе именно ей достанется львиная доля политических трофеев. Но обеспечит ли она демократические правила игры после прихода к всероссийской власти? Ведь был опыт в региональном масштабе: вспомним, как с помощью коммунистов во второй половине 90-х гг. в десятках субъектов Федерации номенклатура вернулась к власти и сформировались коррумпированные микродиктатуры.

Мы не согласны с тем, что Компартия - это пусть и антирыночная, но демократическая организация, которая заслуживает принятия в союз демократических сил. Демократов по-мефистофельски соблазняют: временно пожертвуйте наиболее "одиозными" либеральными и западническими идеями, ведь главное - спасти демократию. А попозже, окрепнув в условиях гражданских свобод, либералы вновь смогут начать продвижение к либерализму.

Да, партия Зюганова может быть надежным тактическим союзником при отдельных голосованиях, но вправе ли демократы становиться заложниками ее доброй воли при определении судеб страны?! Ведь КПРФ - это не левые социалисты, а самая последовательная антилиберальная партия из числа парламентских, партия "почвеннической" реакции, которая с 1990 г. поддерживала практически все меры, направленные на ограничение плюрализма и демократии. Компартия Зюганова согласилась на существование малого частного бизнеса, госкапитализма и "народного" парламентаризма. Но это не социал-демократическая эволюция, а превращение в крайне правую мелкобуржуазную партию. КПРФ сегодня - союз новых и старых сталинистов, поклонников империи и православной соборности, и она не может быть участником демократической коалиции. Ее цвет не "красный", но "черно-розовый" - в отличие от компартий Восточной Европы, которые обеспечили "право-левые" качели устойчивой парламентской демократии, и от оппозиционных компартий Белоруссии, Казахстана и Украины, которые органично вошли в широкие антиавторитарные фронты. Российская Компартия сложилась исключительно как партия тоталитарного и имперского реванша. Она разочаровалась в чекисте Путине лишь тогда, когда он начал очередной этап буржуазных реформ, когда ценой тоста за Сталина, щедрой раздачи думских комитетов и возвращения сталинского гимна оказались приватизация земли и вытеснение старой номенклатуры.

Если коммунисты отныне - "левые демократы", то где их традиционное для левых осуждение милитаризма, ксенофобии, клерикализма и шовинизма, ростков неонацизма?! И где их понимание того, что война в Чечне - это главный инструмент разрушения демократии и единственное оправдание сверхэксплуатации народа? КПРФ - защитник советского неосредневековья, оплот фундаментализма. Может ли она поддержать либерализм? Победа Зюганова просто переведет нашу страну из американских "попутчиков" - в китайские.

Повторим: сказанное не исключает тактического блокирования с КПРФ для защиты прав человека и институтов демократии. Недавно Зюганов даже жаловался в ПАСЕ на подавление демократии в России. В Москве достаточно радикальный горком Компартии выступает вместе с СПС и "ЯБЛОКОМ" в защиту местного самоуправления.

Сейчас блок либералов с коммунистами - это поддержка демократами на следующих президентских выборах Зюганова, любителя пройтись насчет "нерусских лиц". Сам Березовский уже вкусил плоды либерально-патриотического союза: немедленно после подписания им соглашения с Прохановым, когда были осуждены действия властей во время трагедии "Норд-Оста", газета "Завтра" разразилась яростной юдофобской передовой, призвавшей сплотиться вокруг президента - как вокруг Сталина в 1941 г.

Если широкий народный лево-правый фронт и возникнет, то из общих антивоенных и антифашистских действий. К сожалению, сейчас на демократической и правозащитной платформе с либералами готовы выступать только небольшие леворадикальные группы интернационалистов.

Березовский справедливо критикует СПС и "ЯБЛОКО" за непоследовательность позиций. Но вспомним все голосования в Думе: либералы иногда уклоняются от принципов свободы, но коммунисты практически не следуют им никогда! Концепция демократии российских коммунистов абсолютно не сочетается с либеральной идеей плюрализма и индивидуальных прав. Коммунистическая и либеральная оппозиция "путинизму" исходит из аксиологически полярных оснований, и потому их невозможно объединить в одном "фронте", участники которого хранят хоть какую-то верность свои принципам.

У Березовского был красивый проект - создать рафинированно-либеральную партию, принципиальную и непреклонную. А потом ей предложили пойти на "пакт Молотова-Риббентропа", стакнуться с теми, кто в глазах демократов-правозащитников почти фашист. Кто согласится - станет готовым орудием любых политических экспериментов. Обратим внимание: одновременно не предлагается помощь социал-демократическому крылу НПСР, выращиванию демократической левой оппозиции. Ставка только на силу - на массовую партию, на популярное, пусть и откровенно черносотенное и сталинистское издание. По сути, схема Березовского - план следующей революции: все радикальные партии вместе, забыв про высокие принципы, наваливаются на "самодержавие". Неизбежный финал - смута, и тогда верх возьмут самые крайние. В результате союз демократов с КПРФ станет усыпляющим наркозом при тоталитарном реванше.

Очень опасно, что химера альянса с Зюгановым мешает главному на сегодняшний день для демократов - сближению правых и левых либералов.

В нашей стране складывается правый авторитарный режим, соединивший прорыночную бюрократию со спецслужбами на верхнем уровне и старую номенклатуру и криминальный бизнес - на иных уровнях. Такой режим - естественный противник либералов, и им давно было пора выстроить единую оппозиционную коалицию. Более того, само появление такой оппозиции неминуемо ослабит авторитарное давление власти, усилит либеральное крыло истеблишмента. Не забудем, как черносотенная агрессивность Компартии заставила многих либералов увидеть в Путине защитника от коммунистов и гаранта буржуазных реформ.

Генеральная тенденция Путина - проводить любые реформы наиболее выгодным для бюрократии и, следовательно, болезненным для общества способом. Либералам пора отказаться от соревнования за места придворных советников и заняться выстраиванием общей линии демократической обороны. Половинчатость политиков вывела в авангард защитников демократии правозащитников, активистов антивоенного и антифашистского движений, экологов, журналистов, свободные профсоюзы. По остроте противостояния авторитарным тенденциям правозащитное сообщество приблизилось к советским временам. Сегодня наиболее последовательная оппозиция в нашей стране - правозащитная. Вместо того чтобы вымаливать для себя 15-20 мест в безвольном парламенте, либералам пора четко обозначить свою правозащитную позицию, создать блок с неполитическими организациями и вместе пойти на следующие выборы: выдвинуть единого кандидата на президентских (даже символически это будет иметь огромное значение), а на парламентских - выступить как союзники, при необходимости организовав пару "колонн" с отдельными списками, но с общей демократической платформой. Ее основа - мирные переговоры в Чечне и отстаивание конституционных прав. Это приоритет, а в условиях политической свободы общество сможет защитить социальные права. "Либеральную платформу" необходимо вырабатывать уже сейчас, не теряя ни дня, не ограничиваясь рамками партий, и формировать конгресс политических и неполитических демократических сил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3771
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2046
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5071
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6508

Другие новости