Религиозная ситуация на Украине в преддверии запланированных на 26 марта выборов в Верховную Раду и местные органы власти накалена в эти дни не менее, чем политическая. Многие политики в своих избирательных кампаниях все чаще используют «религиозный фактор», а церковные деятели баллотируются на выборах для того, чтобы защищать интересы своих Церквей, придя во власть.
На Украине существуют три Православные Церкви – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), а также Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ, или униатская). Отношения между ними никогда не отличались простотой.
Однако 3 марта представители каждой из этих религиозных организаций собрались в Киеве на заседание Всеукраинского Совета Церквей и подписали декларацию, запрещающую использование авторитета Церквей в ходе предвыборной агитации.
Инициатива исходила от президента страны Виктора Ющенко, который заявил о том, что использование «религиозного фактора» в предвыборной кампании не только противоречит украинским законам, но и подрывает церковный авторитет. Очевидно, власть Украины всерьез озаботилась опасностью углубления раскола украинского общества по религиозному признаку и отождествления его с борьбой политических группировок.
Ющенко часто приписывали особую симпатию к той или иной украинской Церкви в зависимости от того, какая из них внесла больший вклад в успех «оранжевой» революции. Но на сей раз призыв президента удержаться от участия в политической борьбе был адресован всем религиозным организациям Украины.
Украинские Церкви ответили тем, что запретили духовенству баллотироваться в органы власти. Однако многие священнослужители различных церковных юрисдикций уже зарегистрировались в качестве кандидатов как на парламентских, так и местных выборах. Поэтому снятие их кандидатур на завершающем этапе избирательной гонки серьезно изменит предвыборный политический расклад.
Если же «кандидаты в рясах» призыву отказаться от участия в выборах не последуют, это может стать почвой для углубления старых и возникновения новых религиозных расколов на Украине. Нарушение церковного запрета может стать основанием для лишения клирика его сана. В этом случае инициатива Ющенко может привести лишь к углублению противоречий.
Не все религиозные организации на Украине одинаково последовательны в декларации своей аполитичности. Например, униаты, укрепившие свои позиции в августе 2005 г. с переносом кафедры из Львова в Киев, проявляют сейчас политическую умеренность – по сравнению с активностью, наблюдавшейся в периоды предыдущих парламентских и президентских выборов.
Для того чтобы прекратить практику самовыдвижения униатского духовенства на выборах, был собран внеочередной Синод УГКЦ. Митрополит Киевский и Галицкий кардинал Любомир Гузар назвал баллотировку униатских священнослужителей на местных выборах в областные советы в 2002 году «негативным опытом».
В отличие от униатов Киевский Патриархат не смог воплотить в жизнь те надежды, которые возлагались его главой Патриархом Филаретом (Денисенко) на «оранжевую» власть. В конце прошлого года провалился проект объединения Киевского Патриархата с УАПЦ, которое должно было стать первым шагом в процессе создания единой Поместной Православной Церкви на Украине.
Некоторое время назад о желании собрать воедино православных Украины упомянул в одном из своих заявлений президент Ющенко. На этом и попытался сыграть Киевский Патриархат, выдвинув себя в качестве организующей силы объединения. Но предложенный Патриархом Филаретом план не устроил иерархов УАПЦ, о чем было объявлено за несколько дней до объединительного Собора. В УПЦ МП отнеслись к проекту единой Украинской Церкви крайне негативно, а к его поддержке украинскими властями – с большой настороженностью.
Провалилась и попытка Киевского Патриархата обрести признание у других Православных Церквей, а именно у Элладской Православной Церкви.
После всех этих неудач поддержка Киевского Патриархата командой Ющенко не столь однозначна, как во время президентских выборов 2004 года. При этом политические силы, составлявшие «оранжевое» правительство в первые полгода существования, на нынешних выборах конкурируют друг с другом.
В этих условиях Киевский Патриархат разнообразил свои предвыборные пристрастия. Например, глава близкого к нему «Православного братства Андрея Первозванного» Александр Гудыма призывает украинцев голосовать за партию Виктора Ющенко «Наша Украина». Тогда как протоиерей УПЦ КП Олег Слепцов вошел в избирательный список Партии регионов Виктора Януковича.
В Партии регионов вообще возникла странная ситуация: в ее рядах представители непризнанной в православном мире УПЦ КП оказались вместе с иерархами канонической Украинской Православной Церкви. В частности, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, постоянный член Священного Синода УПЦ МП, возглавил избирательный список Партии регионов на выборах в Одесский областной совет. Очевидно, присутствие представителей двух не признающих друг друга Церквей в списках одной и той же партии, пусть даже на выборах разного уровня, не может способствовать выработке единой политической позиции и успеху в завоевании голосов украинцев.
Неразборчивость Партии регионов в привлечении православных кандидатов разных церковных юрисдикций уже оттолкнула от нее часть потенциальных избирателей. Например, группа прихожан храма канонической УПЦ в Херсоне обратилась к Виктору Януковичу с жалобой на местного депутата от этой партии Владимира Демехина, якобы финансировавшего строительство храма для Киевского Патриархата.
«У многих верующих сложился стереотип: Янукович – защитник православия, Партия регионов – партия православных, – говорится в открытом письме. – Многие на предстоящих выборах собираются голосовать за вашу команду именно потому, что она поддерживает каноническое православие. Но как можно доверять вашей партии, кандидаты которой говорят одно, а делают другое?»
Однако политическая активность прихожан УПЦ МП не разделяется главой канонической Украинской Православной Церкви митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). Недавно он заявил, что по решению Архиерейского Собора УПЦ МП клирики этой Церкви не могут баллотироваться на выборах.
Правда, запрет касается только выборов в Верховную Раду. Стать кандидатами на выборах глав городов, городских и областных советов священнослужителям не возбраняется. Это, кстати, идет вразрез с общей позицией Московского Патриархата, не позволяющего священникам участвовать в политической борьбе на всех ее уровнях.
Однако каноническая УПЦ всегда пользовалась своей широкой автономией от Москвы. Участие ее представителей на нынешних выборах не исчерпывается Партией регионов. Например, священник УПЦ МП Дмитрий Сидор, несмотря на церковный запрет, баллотируется в депутаты Верховной Рады от блока Наталии Витренко, главы Прогрессивно-социалистической партии Украины. При этом Дмитрий Сидор, считающийся духовным лидером движения православных русинов, выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Ужгорода, областного центра Закарпатья, уже в полном соответствии с решением Архиерейского Собора УПЦ МП. Впрочем, он является членом местного областного совета уже с 2002 г.
О своей поддержке канонического православия заявила и Коммунистическая партия Украины. Ее лидер Петр Симоненко в середине февраля выразил неудовлетворенность тем фактом, что после переноса кафедры УГКЦ в Киев во Львове не создана резиденция для архиепископа Львовского и Галицкого УПЦ МП Августина (Маркевича).
Безусловно, УПЦ МП недовольна активностью инославных Церквей на своей канонической территории. Тем не менее ее представители призывают воздерживаться от политических страстей, хотя в преддверии выборов они вспыхивают сами собой.
На заключительный период предвыборной кампании приходится 60-летие так называемого Львовского Собора, декларировавшего присоединение униатской Греко-Католической Церкви к Московскому Патриархату. Между представителями УГКЦ и УПЦ МП разгорелась яростная полемика по поводу оценки этого исторического события.
Униаты говорят о своем непризнании результатов Собора и напоминают о гонениях на греко-католиков в советское время. УПЦ МП отвергает свою причастность к гонениям и напоминает о том, что большая часть униатского духовенства спаслась от преследований, войдя в лоно Русской Православной Церкви. Таким образом, перед выборами даже историческая полемика окрашивается в политические тона.