0
1951
Газета Политика Интернет-версия

21.11.2007 00:00:00

Шафрановое братство

Валерий Кашин

Об авторе: Валерий Петрович Кашин - кандидат исторических наук, ученый секретарь Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.

Тэги: национализм, индия


Индусский национализм зародился в период борьбы за независимость и в настоящее время переживает бурный расцвет в демократической Индии. Старейшей и самой влиятельной организацией индусского национализма является «Раштрия сваямсевак сангх» (Союз добровольных служителей нации), РСС или Сангх. Сегодня она располагает 40 филиалами, зарегистрированными как самостоятельные партии и организации. Среди них выделяется «Бхаратия джаната парти» (Партия индийского народа), или БДП. В 1998–2004 годах она возглавляла коалиционное правительство Индии, а ее лидер Атал Бихари Ваджпаи был премьер-министром.

Кто защитит индусов?

Вечером 27 сентября 1925 года в небольшом домике на окраине Нагпура в Центральной Индии (штат Махараштра) собралась группа единомышленников. Приближался индусский праздник огней дивали, и в городе можно было ожидать любых провокаций. Вспомнили беспорядки прошлого года, когда индусов забросали камнями возле мечети. Мусульманских экстремистов было немного, но они действовали согласованно. Англичане – враг посильнее. За ними - полиция, армия, государство. Кто будет защищать индусов, если не они сами? Так появилась «Раштрия сваямсевак сангх». Точнее, полгода организация оставалась безымянной, а свое название получила 17 апреля 1926 года.

Отцом-основателем РСС считается маратхский (маратха – народ в Индии, основное население штата Махараштра. – «НГР») брахман Кешав Балирам Хедгевар (1889–1940). В молодости он примкнул к бенгальским революционерам, а затем поддержал Махатму Ганди.

Хедгевар задумал Сангх как братство единоверцев. Его целью была защита общины, дхармы (мораль, религиозный долг в индуизме. – «НГР») и культуры индусов, а сила заключалась в дисциплине и организованности. Во главе РСС стоит сарсангхчалак (вождь). Он не избирается, а назначается действующим вождем в качестве своего преемника. Так, Хедгевар назначил преемником Мадхава Садашива Голвалкара (1906–1973), также маратхского брахмана, умелого организатора и главного идеолога Сангх. Его называют Гуруджи (учитель). Прежде он преподавал зоологию в Индусском университете в Бенаресе, был йогом. В 2000 году пятым сарсангхчалаком стал Куппахалли Ситарамаййя Сударшан, брахман из штата Карнатака. Он родился в 1931 году, по образованию инженер телекоммуникационных систем, владеет 13 языками.

Первичной ячейкой организации является шакха. Она состоит из 50–100 сваямсеваков, служителей-добровольцев. Они поделены на четыре возрастные группы: от 7 до 10 лет, от 10 до 14, от 14 до 28 и от 28 лет и старше. Две трети добровольцев – молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Они легко впитывают новые идеи и охотно подчиняются дисциплине.

День сваямсеваков расписан буквально по минутам. Начинается он в 6.30 утра. Сначала все маршируют, занимаются физическими упражнениями, разучивают приемы владения холодным оружием и рукопашного боя. Далее с добровольцами проводят беседы об основах индуизма, о богах и героях и, конечно, о «врагах» индусской общины – мусульманах, христианах и коммунистах. Занятиями руководят опытные наставники – прачараки. Среди них много отставных военных. Прачараки организуют для своей шакхи зимние и летние тренировочные лагеря, спортивные игры и паломничества к святыням индуизма.

Сваямсеваков часто привлекают к благотворительной деятельности и помощи жертвам стихийных бедствий. Их охотно принимают на военную службу. Физически сильные, дисциплинированные и преданные долгу, они становятся лучшими офицерами индийской армии.

Члены РСС носят форму – белые рубашки, шорты цвета хаки и черные шапочки-пилотки. В руках они держат латхи – бамбуковые палки длиной полтора метра. На смотрах-парадах они салютуют своему флагу поднятием правой руки, согнутой в локте, на уровень груди. Флаг Сангх шафранового цвета и имеет две косицы. Он олицетворяет жертвенный огонь.

Общее количество сваямсеваков составляет около 5 млн. человек. У Сангх есть много отделений, зарегистрированных как самостоятельные организации. Они охватывают все стороны жизни современного индийского общества.

«Не разбойники, а патриоты»

С начала своей деятельности РСС принимал активное участие в антиколониальной борьбе. Так, в декабре 1929 года Сангх поддержал курс на «пурна сварадж», то есть полный суверенитет Индии. А весной 1930 года, пока сторонники Махатмы Ганди выпаривали соль из морской воды, Хедгевар и 10 тыс. его соратников приступили к покосу травы в джунглях. Эти действия являлись прямым нарушением соляной монополии и лесного законодательства Британской Индии. В итоге все участники акции оказались за решеткой. Они были освобождены только в феврале следующего года.

В период Второй мировой войны индийские патриоты перешли к более решительным методам борьбы. В августе 1942 года добровольцы Сангх вывели из строя железнодорожную линию Дели–Музаффарнагар и сыграли заметную роль в восстаниях в Чимуре и Ашти в центральных провинциях. Полиция и военные 53 раза применяли оружие. Более тысячи человек погибло.

Историки часто обвиняют РСС в провоцировании межобщинных конфликтов и участии в них. Однако в действительности в зонах активного влияния Сангх, прежде всего Нагпуре и Дели, индусско-мусульманские погромы практически прекратились. Этому в немалой степени способствовали усилия Хедгевара и Голвалкара по консолидации индусской общины и охрана индусских храмов, процессий и праздников патрулями Сангх.

В 1947 году Британская Индия обрела долгожданную независимость и была поделена на доминионы - Индийский Союз и Пакистан. Ее раздел сопровождался разгулом насилия и кровопролитными столкновениями, унесшими жизни более миллиона людей. В эти драматические дни Сангх выступал под лозунгом «Акханд Бхарат!» («Неделимая Индия!») и сосредоточил внимание на помощи многочисленным беженцам из Пакистана. Тысячи сваямсеваков были мобилизованы в спасательные отряды. Они строили для беженцев временные лагеря, обеспечивали их продовольствием и медикаментами, лечили раненых.

Сведения о действиях Сангх в провинциях Пакистана, охваченных погромами, чрезвычайно скупы. Например, беженцы из Синда (провинция на юго-востоке Пакистана. – «НГР») рассказывали, что в Карачи сваямсеваки изготавливали бомбы. А бывший член РСС в Западном Пенджабе Джхари вспоминал, как они собирали оружие, делали ручные гранаты и защищали дома индусов от атак мародеров и мусульманских боевиков. По его признанию, сам РСС никогда не планировал никаких актов возмездия против мусульман, хотя отдельные добровольцы все же принимали участие в межобщинных столкновениях.

Особая страница истории Сангх связана с Кашмиром, крупным княжеством (ныне штатом) на севере Индии, три четверти населения которого составляли мусульмане. Его махараджа Хари Сингх медлил с присоединением к Индийскому Союзу и вынашивал планы создания самостоятельного государства. По просьбе Сардара Пателя, вице-премьера и министра внутренних дел Индии, лидер РСС Голвалкар посетил Сринагар, столицу Кашмира. 18 октября 1947 года он встретился с Хари Сингхом. В ходе беседы махараджа посетовал на то, что княжество полностью зависит от Пакистана: дороги в Кашмирскую долину идут через пакистанские города Сиалкот и Равалпинди, главный аэропорт находится в Лахоре.

Тогда Голвалкар предложил проложить путь в Сринагар из Индии. Он также высказал сомнение в целесообразности независимого Кашмира и заметил, что Пакистан никогда не подпишет с махараджей соглашения о невмешательстве. По возвращении в Дели Голвалкар доложил Пателю о результатах своей встречи.

Колебаниями махараджи воспользовался Пакистан. 23 октября на территорию Кашмира вступили хорошо вооруженные отряды пуштунских племен, действовавшие при поддержке пакистанской армии. В тот момент Индия не могла удовлетворить просьбу махараджи о переброске своих войск в Кашмир, так как аэродромы в городах Сринагаре и Джамму не имели взлетно-посадочной полосы для приема транспортных самолетов. На помощь армии пришли добровольцы Сангх. Семь дней и ночей 500 сваямсеваков самоотверженно трудились на аэродромах, обеспечивая посадку самолетов из Дели. Впоследствии они вместе с саперами очищали Кашмир от мин, оставленных пуштунами.

За два года войны в Кашмире погибло несколько сотен добровольцев РСС.

Особенно большие потери организация понесла в городе Мирпуре, где члены РСС прикрывали эвакуацию индусских беженцев. Сваямсеваки носили форму, а потому были хорошо видны через оптические прицелы снайперских винтовок. Шесть недель не сдавался пакистанским боевикам пограничный город Котли, обороной которого руководили члены РСС. Индийская авиация сбрасывала боеприпасы для защитников города. Однажды 20 контейнеров с патронами приземлились на нейтральной полосе. Под огнем пакистанской артиллерии сваямсеваки спасли 17 контейнеров, но шесть волонтеров были убиты.

Отвага и героизм членов Сангх, проявленные в Кашмире, получили высокую оценку Сардара Пателя. Выступая в Лакхнау (столица штата Уттар-Прадеш) 6 января 1948 года, он назвал их патриотами и призвал вступать в ряды партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК): «Члены РСС – не воры и не разбойники. Они – патриоты. Они любят свою страну. Только у них иное направление мысли. Конгресс должен заручиться их поддержкой».

От запретов к власти

30 января 1948 года на молитвенном собрании в Дели был застрелен «отец нации» Махатма Ганди. Воспользовавшись этим как предлогом, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру поспешил обвинить РСС в заговоре против первых лиц государства. 4 февраля 1948 года деятельность организации была запрещена, а Голвалкара и 20 тыс. сваямсеваков отправили в тюрьму. Однако следствие не обнаружило никаких прямых и косвенных улик, свидетельствующих о причастности Сангх к заговору и гибели Махатмы Ганди. 5 августа 1948 года Голвалкар и его соратники вышли на свободу.

В период войны с Китаем 1962 года РСС оказывал армии моральную помощь и полностью поддержал шаги правительства, направленные на защиту нации. В 1965 году началась индийско-пакистанская война. Под огнем неприятеля сваямсеваки эвакуировали мирное население из пограничных районов, подвозили на фронт продовольствие, медикаменты и другие грузы. Они охраняли объекты хозяйственного назначения, патрулировали улицы ночных городов, помогали полицейским нести дорожно-патрульную службу и бесплатно сдавали кровь для раненых. В Мейдхаре (штат Джамму и Кашмир) доброволец Сангх пробрался в пакистанские траншеи, вырвал автомат из рук неприятельского солдата и расстрелял врагов. В Гуджарате сваямсевак сбил пакистанский бомбардировщик, летевший на низкой высоте по направлению к порту.

Когда в декабре 1971 года вспыхнула очередная индийско-пакистанская война, Голвалкар призвал политические партии позабыть об обидах и разногласиях и вместе противостоять агрессору. Тысячи сваямсеваков дежурили в госпиталях, охраняли мосты и водохранилища, спасали беженцев, среди которых было немало мусульман. По инициативе Сангх берет начало кампания отправления на фронт посылок с подарками для индийских солдат. 7 декабря пакистанская авиация разбомбила станцию Бармер в Раджастхане. На путях находился товарный состав. Он доставлял на фронт канистры с бензином. Несмотря на смертельную опасность, 50 сваямсеваков бросились к горящему эшелону и спасли часть груза.

Однако 4 июля 1975 года РСС запретили во второй раз. Самопожертвование, мужество и верность долгу, проявленные сваямсеваками в период войн с Пакистаном и отражения китайской агрессии, были преданы забвению. В 1975 году за решеткой оказались 105 тыс. сваямсеваков, из которых 80 тыс. были арестованы как участники митингов против антидемократической политики премьер-министра Индиры Ганди и введения в стране чрезвычайного положения. Запрет оставался в силе в течение 21 месяца и был отменен 21 марта 1977 года. Должного эффекта он не возымел. Влияние Сангх в Индии неуклонно росло. Если в 1975 году насчитывалось 8,5 тыс. шакх, то в конце 1977 года их число возросло до 11 тыс.

9 декабря 1992 года РСС был запрещен в третий раз за свою историю и историю новой Индии. Непосредственным поводом для этого послужило участие сваямсеваков и членов БДП, политического отделения РСС, в разрушении мечети Бабура в Айодхье (штат Уттар-Прадеш). Она была построена в 1528 году на месте, где согласно преданию родился Рама и стоял индусский храм. Долгое время правительства, сформированные ИНК, не занимались этой проблемой, и на двери мечети висел ржавый замок.

Как только стало известно, что мечеть Бабура снесена, в разных концах страны вспыхнули индусско-мусульманские погромы. За две недели бесчинств погибли 3 тыс. и были ранены 17 тыс. человек. Запрет действовал полгода. Были задержаны и арестованы 4 тыс. организаторов и активных участников погромов. Несмотря на запрет, РСС продолжал легальную деятельность. Всех арестованных скоро освободили под залог. Опрос общественного мнения, проведенный популярным журналом India Today между 17 и 23 декабря 1992 года, показал, что 52,6% респондентов севера Индии одобрили разрушение мечети Бабура.

На выборах 1996 года «Индийский национальный конгресс» потерпел поражение. БДП получила 23,5% голосов избирателей и 161 место в парламенте. По итогам следующих выборов 1998 года БДП сформировала коалиционное правительство. Его возглавил Атал Бихари Ваджпаи. Период пребывания у власти БДП был отмечен ее победой на досрочных выборах в 1999 году, устойчивыми темпами экономического роста, созданием в Индии трех новых штатов, увеличением числа рабочих мест и борьбой с бедностью, проведением 11–13 мая 1998 года серии ядерных испытаний и укреплением обороноспособности и безопасности страны.

В этой связи поражение БДП на выборах в апреле–мае 2004 года может рассматриваться как просчет руководства партии. Правительство, сформированное БДП, было настолько уверено в победе, что решило объявить о выборах за восемь месяцев до истечения срока своих полномочий. ИНК воспользовался оплошностью самоуверенного соперника и вернулся к власти, заручившись поддержкой региональных и левых партий.

Воодушевленные успехом на выборах, политтехнологи конгресса обрушили яростные атаки на БДП и РСС. Их обвиняли в подрыве основ индийского государства, попытке пересмотреть Конституцию, запугивании религиозных меньшинств, организации индусско-мусульманских погромов в штате Гуджарат в феврале–марте 2002 года, внедрении антисекуляристской идеологии в систему образования, переписывании истории Индии с позиции индусского национализма.

Нет сомнений, что с приближением новых всеобщих выборов борьба между политическими альянсами, возглавляемыми ИНК и БДП, будет неизбежно обостряться. Исход схватки покажет, удастся ли БДП вернуть доверие избирателей, утраченное в 2004 году. А пока РСС сплачивает свои ряды и планомерно готовится к новым сражениям под шафрановым флагом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3935
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2398
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2712
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2665

Другие новости