Патрульные машины России и Турции уже становились объектами атак со стороны курдов. Фото Reuters
Турецкое руководство в очередной раз угрожает возобновить операцию против курдских вооруженных формирований. Это произойдет, если «Москва и Вашингтон не исполнят своих обязательств по Сирии». С таким заявлением выступил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Есть основания полагать, что данные планы могут быть реализованы. Какие действия в связи с такими событиями предпримет Москва и предпримет ли вообще, непонятно.
После подписанного 22 октября в Сочи российско‑турецкого меморандума Анкара, как известно, формально прекратила боевую операцию «Источник мира» на северо‑востоке Сирии. Однако вялотекущие бои с курдскими формированиями из состава «Сирийских демократических сил» (СДС) продолжаются до сих пор. А против российско‑турецких патрулей, которые контролируют созданную в Сирии на границе с Турцией зону безопасности, курдское население регулярно организует провокации. В Анкаре считают, что это делают бойцы СДС, которых они считают террористами и которые, согласно сочинскому меморандуму, должны быть выведены из 30‑километровой зоны безопасности.
Последнее по времени нападение курдов на российско‑турецкий патруль произошло 18 ноября в провинции Алеппо в районе города Кобани (Айн‑Аль‑Араб). Патруль закидали камнями и бутылками с зажигательной смесью – «коктейлями Молотова». При этом обращает на себя внимание тот факт, что СМИ Турции в основном разместили в соцсетях ролики, на которых курдская молодежь (в том числе и девушки) кидала «коктейли» якобы только в российские патрульные машины. Лишь чуть позже курдский портал Nuce Ciwan показал видео, где молодые люди бросали «коктейли Молотова» и камни и в турецкие патрульные машины. В отличие от атак на российский броневик военной полиции «Тайфун‑К», где «зажигалки» были брошены в его корпус, курды кидали «коктейли Молотова» в колеса турецких бронеавтомобилей Kirpi, которые потом загорелись.
В российском Центре по примирению враждующих сторон назвали произошедшее провокацией. И заявили, что от инцидента «никто не пострадал, техника исправна, колонна продолжила патрулирование». Курдские СМИ утверждают, что инцидент с российско‑турецким патрулем «произошел после того, как турецкие военные использовали против местных жителей слезоточивый газ». На кадрах видно, что российский «Тайфун‑К» мог протаранить стоящий на дороге курдский микроавтобус, который мешал движению конвоя.
Между тем курдский информационный портал Kurdistan Today приводит заявление пресс‑службы СДС, в котором сообщается, что «турецкая армия вторжения после совместного патрулирования с российскими войсками в Айн‑Иссе попыталась вторгнуться в регион, атакуя с применением танков, тяжелого оружия и ряда наемников». Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместное патрулирование с Россией Анкара использует для разведки и последующих атак на позиции курдов. Именно поэтому партизаны СДС мешают российско‑турецким патрулям перемещаться в зоне безопасности.
Как заявлял на днях президент Сирии Башар Асад, Анкара пытается наступать в глубину его страны на расстояния, которые гораздо шире зоны безопасности. А ее стремление переселить туда миллионы сирийских беженцев, по его словам, «приведет к демографическому кризису, новым конфликтам и дальнейшему противостоянию». В Дамаске считают, что цель президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана – в Сирии не столько создание зоны безопасности, сколько физическое уничтожение всех подразделений СДС, которые он называет террористическими формированиями. Как сообщает информационный портал Kurdistan. Ru, Мевлют Чавушоглу, угрожая начать новые боевые действия против курдов в Сирии, «потребовал от США и Германии выдать Анкаре «генерального командующего формированиями «Сирийских демократических сил» Мазлума Абди». Якобы этот курдский военачальник осуществит визиты в ФРГ и США. И мол, там его можно арестовать.
Подобные требования вряд ли будут иметь эффект. Начавшаяся 9 октября военная операция Турции против курдов на севере Сирии, повлекшая за собой бомбардировки населенных пунктов и масштабные бои, вызвала осуждение международного сообщества. Чтобы урегулировать ситуацию с Мазлумом Абди, вели переговоры представители Пентагона и лично министр обороны РФ Сергей Шойгу. Этот курдский лидер является одной из ключевых фигур, которая может повлиять на решение проблем безопасности и мира на северо‑востоке Сирии. И именно Анкара, которая пытается играть ведущую роль в этом регионе, хочет его физического уничтожения, как и всех формирований, которые он возглавляет. И это побуждает Турцию готовиться к новым боевым действиям против курдов.
«Все турецкие войска, задействованные в зоне безопасности на севере Сирии, подготовлены не столько для выполнения полицейских функций, сколько для проведения активных боевых действий, – сказал «НГ» военный эксперт полковник Шамиль Гареев. – Каждый день ими проводится воздушная разведка местности, а путем патрулирования уточняются позиции курдских партизан и основных сил СДС, по которым потом наносятся удары». Он обратил внимание: на турецкие бронированные автомобили, которые участвуют в патрулировании сирийской границы, дополнительно навешаны колючая проволока и сетка. «Это говорит о том, что, во‑первых, турецкие войска готовы и прогнозируют в дальнейшем вооруженное противостояние с курдским населением и боевиками в локальных стычках. Во‑вторых, такая защита может пригодиться и при активных боевых действиях. Турецкие командиры, думаю, заранее приделали решетки и металлические сетки на броню, чтобы защититься не только от «коктейлей Молотова», но и от кумулятивных снарядов, применяемых курдскими гранатометчиками по танкам и другим бронированным объектам».
комментарии(0)