0
1146
Газета Политика Интернет-версия

14.10.1999 00:00:00

Демократический глава правительства или "военный премьер"?

Тэги: Путин, премьер, правительство, аналитика


"Террористы и экстремисты любых мастей должны знать, что у России есть люди, которые надежно охраняют конституционные принципы", - заявил директор ФСБ Владимир Путин, выступая 29 июля этого года в Государственном Кремлевском дворце на торжествах, посвященных 25-летию подразделения специального назначения "Альфа".
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

ВЛАДИМИР ПУТИН, который еще полгода назад был практически неизвестен никому в стране, с приходом на пост премьер-министра начал устойчиво набирать очки в глазах общественного мнения, постепенно занимая все более весомое место в российской политической элите.

Одним импонирует его решительность (по крайней мере на словах), другим - относительная немногословность, за которой хотят увидеть человека дела, третьим - наличие хотя бы какой-то осмысленной стратегии по тем или иным вопросам.

При этом Путин не слишком открыто, но уже начинает психологически верную, хотя политически очень опасную игру на не явном, но противопоставлении своего возраста и определенного внутреннего динамизма возрасту и вялости (если не сказать немощи) президента.

При всем этом нельзя не заметить, что сам Путин сегодня находится в процессе внутренней и внешней трансформации, окончательные результаты которой пока еще не слишком ясны.

И поэтому хотелось бы попытаться провести определенный анализ наиболее важных трансформационных тенденций, которые в конечном счете и определят политическую судьбу Владимира Путина и, возможно, ближайшего будущего Российской Федерации.

Главной и определяющей, на мой взгляд, является однозначно очевидная трансформация Путина из премьер-министра в "военного премьера". Для этого есть как объективные, так и субъективные причины.

Прежде всего к объективным причинам относится ситуация на Северном Кавказе, которая динамикой своего развития в последние месяцы толкает Путина к тому, чтобы сконцентрировать практически все внимание именно на вопросах военных действий в этом регионе, на проблемах обеспечения силовых структур, задействованных в операциях, беженцев и т.п. Фактически все публичные выступления премьера сведены именно к оценке боевых действий, к планам выдвижения воинских частей на новые позиции и т.д.

То есть Путин сознательно или бессознательно (но вынужденно) пытается предстать перед обществом прежде всего в роли фактически верховного главнокомандующего в тот момент, когда де-юре главнокомандующий не в состоянии вообще сколь-либо внятно объяснить силовым структурам, что же они должны делать в Чечне.

Это заведомо выгодная для него позиция. Также выгодна для него и позиция жесткого отношения к реальным и потенциальным террористам, ибо общество до сих пор находится в состоянии страха перед опасностью новых терактов, и это чувство, по всей видимости, будет сохраняться еще некоторое время.

Но такое положение дел не может длиться слишком долго. Хотя бы потому, что чувство страха все же постепенно притупляется, а военная кампания в Чечне, при всей ее "разумности" в настоящее время по сравнению с 1994-1996 годами, все более выходит, судя по высказываниям отдельных политиков и военных, на прямую "похода на Грозный".

Совершенно очевидно, что решить чеченскую проблему в короткие сроки не удастся. Даже самые эффективные действия со стороны Российской армии и Внутренних войск не в состоянии радикально изменить настрой большинства населения Чечни, а предлагаемое премьером и министром обороны деление чеченцев на "настоящих" и "ненастоящих" на деле может только усугубить положение и привести к консолидации чеченцев перед лицом новых военных действий. Кроме того, общественное мнение России стало еще более чувствительным к проблеме потерь на чеченской войне.

И здесь может проявиться очевидное - премьер просто станет заложником чеченской проблемы, как это уже имело место со многими его предшественниками.

Субъективно же, на мой взгляд, Путину как по складу его характера, так и по роду предыдущей деятельности "военное премьерство" объективно ближе, чем рутинное руководство текущими социально-экономическими процессами.

Вторая тенденция, которая во многом связана с первой, это "отдаление" премьера от решения всего блока социально-экономических проблем страны. Война в Чечне оставляет ему минимум времени на экономический блок, который с каждой неделей все больше уходит из его рук и переходит под контроль Николая Аксененко.

Думается, практически неизбежной становится новая схватка внутри правительства в предстоящие недели, когда президент отправится в очередной отпуск.

Кроме того, как премьер-министр он оказался в последнее время в стороне от процесса переговоров по всему блоку вопросов взаимоотношений с международными финансовыми организациями, что может в конечном счете привести к дополнительным осложнениям на этом направлении.

Сложность в том, что пока внимание общества приковано к Чечне, это "отдаление" не слишком заметно, но ближе к выборам социально-экономический аспект станет все же доминирующим в оценке деятельности правительства в целом и премьер-министра в особенности. А изменить ситуацию радикально к лучшему практически невозможно, особенно учитывая появившиеся сложности в сборе налогов и сокращении поступлений от таможни.

Частично спасти положение может быстрое проведение бюджета-2000 через Государственную Думу, однако пока что премьер не может однозначно рассчитывать на благоприятную атмосферу в Думе как в силу логики предвыборной борьбы, так и в силу уже упоминавшихся экономических трудностей.

Тем более что вполне объективно вопрос о бюджете будет тесно связан с перспективами чеченской кампании, которая может внести определенные коррективы в его основные параметры.

Третья тенденция, которая стала особенно заметна в последние недели, это своего рода "лебедизация" премьер-министра. Наиболее ярко она заметна в лексиконе Путина, когда он вольно или невольно пытается, правда, не совсем удачно, копировать стиль общения генерала Лебедя с народом и политиками. Но что смотрится естественно у Лебедя, то у Путина принимает зачастую форму фарса и, честно говоря, не идет ему.

Но главный элемент "лебедизации", на мой взгляд, в том, что Путин начинает настраиваться на ту же логику, которая доминировала и доминирует до сих пор у Александра Лебедя.

Это логика того, что единственный путь к завоеванию высшей власти в стране лежит через кризис. В данном случае чеченский (впрочем, это же было, правда, в несколько ином измерении, и в 1996 году). Такая логика во многом понятна, но по своей сути крайне опасна как для самого Путина, так и для страны в целом.

Она тем более опасна, потому что, как и в случае с Лебедем, у Путина пока не складывается собственная эффективная команда, которая реально могла бы рассматриваться как опора на будущее. Так что с этой точки зрения Путину есть прямой смысл пробыть на своем посту как можно дольше, хотя это от него не слишком зависит.

Будущее Путина? У Путина, как и у любого политика его ранга, безусловно, есть будущее. Другое дело, какое.

Главная проблема будущего Путина заключается в том, что как премьер-министр он очевидно "конечен". Путина политическая элита страны воспринимает, даже при всем его растущем рейтинге сегодня, прежде всего как "временную неизбежность", порожденную хаотичными действиями Бориса Ельцина. Он стал премьером в силу случая и личной воли президента, что объективно накладывает отпечаток на всю ситуацию как с нахождением его на этом посту сейчас, так и с будущим.

Ни одна из политических сил, пожалуй, за исключением "Союза правых сил", не видит в нем политика, которого она могла бы рассматривать как своего лидера и опору на перспективу. Ситуация, думается, не изменится за ближайшие два месяца.

Довлеющим фактором в этой ситуации являются будущие президентские выборы, для подготовки и проведения которых Владимир Путин практически никому не нужен. Он только помеха.

Наиболее вероятен вариант (который уже прорабатывается в двустороннем плане между ведущими политическими силами), что вновь избранная Государственная Дума в начале февраля будущего года примет решение, что стране необходим новый премьер, не столь тесно связанный с Семьей и президентом.

Естественно, Путин, ушедший с поста премьер-министра, практически полностью обречен на потерю всех шансов "унаследовать" российский политический престол.

Но это, так сказать, прогноз на далекое будущее. Более вероятным же представляется вариант, связанный с оперативным развитием событий, которое может оборвать взлет премьера гораздо быстрее, чем кто-либо этого ожидает.

Как уже говорилось выше, сила сегодняшнего Путина прежде всего в слабости, причем теперь уже никем не оспариваемой, президента России Бориса Ельцина.

С каждым днем эта взаимосвязь становится все более очевидной, но она несет в себе ту потенциально конфликтную основу, которая уже стоила премьерского кресла многим его предшественникам.

Что бы кто ни говорил, но Ельцин даже сегодня, при всех его старых и новых болячках, весьма далек, прежде всего психологически, от того, чтобы отказаться от власти во всех ее проявлениях, тем более в плане "расстановки кадров". Последняя история с болезнью президента и вопросом "передачи полномочий" еще раз наглядно продемонстрировала это.

Для Путина опасность таится на следующих основных направлениях:

Война в Чечне. Затягивание военных действий в Чечне на срок более чем месяц объективно приведет к тому, что будут новые потери и в обществе будет нарастать недовольство тем, что "борьба с терроризмом" не дает сколь-либо существенных результатов. Трудно ожидать в этих условиях продолжения роста рейтинга популярности премьера. Если же ситуация ознаменуется новыми терактами на территории России, то появившаяся хотя бы немного вера в эффективность власти в целом и правительства в частности быстро исчезнет вновь.

Ситуация внутри правительства. Она определяется в первую очередь тем, что имеющийся конфликт между премьером и первым вице-премьером, который уже наглядно проявился в истории с "Транснефтью", может в самое ближайшее время получить свое дальнейшее развитие. Прежде всего потому, что политические интересы этих двух политиков весьма различны и развертывание в ближайшие дни предвыборной кампании в полном масштабе только усугубит имеющиеся разногласия.

Внешний фактор. Он уже начинает действовать. Перенос транша МВФ на более поздний период, сложности во взаимоотношениях с Лондонским клубом, раскручивание скандала с отмыванием денег в США - все эти факторы делают положение правительства не слишком устойчивым. К этому следует добавить, что расширение военной кампании в Чечне неизбежно приведет к тому, что позиция Запада из умеренной может превратиться в активно негативную, особенно при возрастании числа жертв среди гражданского населения республики.

Помимо этого, для восприятия Путина на Западе очень важно, какую позицию он займет в отношении расследования истории об отмывании российских денег в "Бэнк оф Нью-Йорк". Если с его стороны не будет высказана четкая позиция о возможности реального доступа американской следственной группы к финансовым документам на российской территории, то правительство может столкнуться с новыми трудностями на внешних рынках.

Предвыборная кампания. От Путина президент ожидал многого. Частично эти надежды оправдались, но в плане предвыборной кампании пока не слишком. Несмотря на известные усилия, предпринятые как по президентским, так и по правительственным каналам, пока не решена главная задача - ослабление и возможное снятие с дистанции блока "Отечество - Вся Россия". Несомненно, в связи с этой проблемой на Путина с каждой неделей будет оказываться все большее давление, и неизвестно, как в конечном счете он себя поведет.

С учетом вышеизложенного, думается, первая половина следующего месяца может стать во многом критической для Владимира Путина, ибо она станет временем подведения определенных первых существенных итогов как со стороны общества и Государственной Думы, так и со стороны президента России. Причем последний может действовать решительнее обычного, особенно если к этому времени чеченский вопрос не будет хотя бы в основном решен, а Запад прокатит Россию с очередным траншем МВФ.

Путин не может и не должен считать себя защищенным известными словами Ельцина о себе как о преемнике. Ибо, будучи политическим продуктом Семьи, он на самом деле является сегодня весьма уязвимым политиком, который может с легкостью стать новой разменной монетой в большой политической игре, где ставки гораздо выше, чем это было, например, в 1996 году.

Ведь речь на самом деле идет о том, будет ли сохранен нынешний режим (пусть даже в модифицированном виде), или общество получит шанс на разумное обновление и реальную демократию. Если Путин выберет первый вариант, он обречен. Если он найдет в себе силы уже сейчас признать, что готов ко второму, то он, возможно, сможет получить некоторую политическую поддержку, которая сохранит его в российской политической элите. Думается, выбор этот Владимиру Путину предстоит сделать уже через несколько недель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
241
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
344
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
296
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
347

Другие новости