0
1047
Газета Политика Интернет-версия

24.02.2000 00:00:00

"Идеология Х"


Андрей Фадин. Третий Рим в третьем мире. - М.: Летний Сад, 1999, 382 с.

КНИГА "Третий Рим в третьем мире" представляет собой сборник как опубликованных, так и неопубликованных материалов-размышлений о нашем настоящем и уже успевшем стать историей недавнем прошлом, написанных историком, политологом и журналистом Андреем Фадиным. Издание было составлено женой автора уже после его смерти и вышло при непосредственной помощи его коллег. В книгу вошли работы разных лет, публиковавшиеся не только в отечественных, но и в зарубежных периодических изданиях. Самый ранний из материалов датирован еще мартом 1988 г. Однако наиболее широко представлены публикации последних лет жизни Андрея Фадина - 1996, 1997 гг.

Таким образом, представленные материалы охватывают более чем десятилетний период нашей истории, отмеченный большим количеством громких событий. Тем не менее, несмотря на влияние времени и обстоятельств, перед читателем один и тот же человек, "абсолютно не считающийся с конъюнктурой и не умеющий работать на заказ". В справедливости этих слов Льва Сигала, сказанных об Андрее Фадине в предисловии к изданию, убеждаешься все больше и больше по мере чтения работ самого журналиста.

Книга начинается автобиографией, из которой читатель понимает, что имеет дело с "исключительно не банальным человеком". Далее сквозь все материалы, какой бы теме они ни были посвящены, отчетливо и в то же время ненавязчиво прослеживается неоднократно обдуманная и тщательно взвешенная позиция автора, которая часто удивляет своей самобытностью.

О чем бы ни писал Андрей Фадин, будь то события времен перестройки, становление новой политической элиты, социально-экономические реформы, межэтнические конфликты на постсоветском пространстве или наиболее часто встречающиеся в книге размышления об особенностях различных политических культур, его прежде всего волнует судьба России: прошлое, настоящее и будущее народов, ее населяющих, и их ближайших соседей. При этом мерилом всего происходящего для автора, бесспорно, является личность каждого отдельно взятого человека. По мере чтения книги складывается впечатление, что в этом вопросе Андрей Фадин не допускает никакого рода компромиссов, в том числе с политическими институтами.

Несмотря на всю остроту и противоречивость большинства из затрагиваемых автором вопросов, следить за ходом его изложения оказывается на редкость несложно. Удивительно широкий кругозор Андрея Фадина позволяет ему, используя исторические параллели, культурологические экскурсы, политологические построения, рассматривать одни и те же проблемы с различных точек зрения, избегая при этом категоричности в суждениях.

Особую ценность такой комплексный подход, бесспорно, имеет при рассмотрении спорных не только для российского, но и для мирового общественного мнения вопросов. Ярким примером этого являются рассуждения Андрея Фадина на тему чеченской войны. Следует заметить, что сам автор был непосредственным свидетелем еще первой "компании по восстановлению конституционного порядка".

Сегодня редко кто может отстраниться от "интересов сторон" и посмотреть на все происходящее на Северном Кавказе глазами самих жителей Чеченской Республики. С большой долей уверенности можно сказать, что Андрею Фадину это удалось, благодаря чему проблема "чеченского войлока" в его материалах предстает во всей своей противоречивости.

Тем не менее больше всего поражает в публицистике Андрея Фадина даже не широта и разнообразие подходов, используемых при рассмотрение того или иного вопроса. С необыкновенной силой подкупает другое - способность автора к откровенной, часто разоблачающей самокритике. В одной из статей он пишет: "Каждая великая нация несчастна по-своему, каждая великая культура несет свои родовые проклятия". И в своих попытках вскрыть эти "родовые проклятия" Андрей Фадин кажется беспощадным.

К безусловным достоинствам книги относится и то, что ее автор не только ставит трудноразрешимые вопросы, но и пытается найти на них ответы. При этом путь преодоления наших многочисленных бед и заблуждений, по мнению автора, один: "Только узнав и сказав себе - о себе - все, поняв, чего мы никогда больше не повторим, чего мы не приемлем в самих себе, мы будем иметь право говорить о наших достоинствах и нравственных ценностях, о том, чем гордиться".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1253
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3319
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1883
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2191

Другие новости