0
2267
Газета Политика Интернет-версия

07.03.2000 00:00:00

Золушки перестройки и рыночных реформ

Тэги: 8 марта, женщина


Женщин, похоже, все больше и больше оттесняют отовсюду.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)

ВСЕНАРОДНО почитаемый праздник 8 Марта вызывает в памяти соотечественников прежде всего ветку среднесвежей мимозы. По традиции многие женщины сами в этот день поздравляют других дам - свекровей и сестер, коллег, научных руководителей, хороших знакомых. Не подозревая, что тем самым участвуют в давней практике солидарности трудящихся женщин всех стран. И действительно, мало кто из нас помнит о первой демонстрации нью-йоркских работниц 1908 года, о призыве Клары Цеткин учредить международный праздник трудящихся женщин на очередном конгрессе Социнтерна. Единицы специалистов знают и о 40-тысячном выступлении работниц десятков предприятий Петрограда именно в день 8 марта ( по новому стилю), которое и послужило началом Февральской революции - той самой, которая впервые даровала россиянам гражданские свободы, в том числе и равенство прав женщин и мужчин. Основным требованием манифестанток помимо требования права голоса было требование равной с мужчинами оплаты труда.

Женщины работали испокон веков. Однако лишь с развитием капитализма они стали наравне с мужчинами участвовать в производстве - причем совершенно в различных условиях. Работницы первых мануфактур Англии и Франции получали треть зарплаты мужчин-ткачей, в России конца прошлого века ситуация была еще драматичней.

Советская власть фактически впервые в истории гарантировала женщине равную плату за равный с мужчиной труд, так же как и гарантии охраны материнства (правда, первенствующая роль при этом отводилась государству, что на десятилетия определило вектор государственной политики в отношении семьи, фактически низводящей ее роль до простого воспроизводства рабочей силы).Фотографии героинь первых пятилеток, строительниц Магнитки и Метростроя, трактористок и колхозных бригадиров помнят все, кто хотя бы однажды листал подшивки журнала "Огонек". В то же время в СССР, как и в других развитых странах, оформилось четкое разделение на преимущественно "женские" и "мужские" сферы занятости. По оценкам специалистов, в 70-е годы заработок первых составлял около 70% от заработка вторых, что в среднем соответствовало показателям США и Западной Европы.

Перестройка и последующие реформы внесли заметные коррективы в ситуацию на рынке рабочей силы - прежде всего за счет резкого сокращения женской занятости. Согласно первой переписи официально зарегистрированных безработных в 1992 году, женщины составили более 75% от всех вынужденно незанятых, причем больше половины из них оказались люди с высшим и средним специальным образованием - немыслимый показатель для всех остальных стран. Симптоматичным оказалось и нежелание работодателей принимать на работу специалистов женского пола. Вероятно, сказались популярные в те годы идеи, согласно которым "нужно дать женщине свободу побыть дома", пропагандистом которых был, в частности, Михаил Горбачев. Уверена, первый президент СССР полагал, что женщине нужно дать свободу выбора (делать карьеру или посвятить себя семье), но идеологи перестройки, не искушенные в плюрализме, восприняли эти слова как буквальное руководство к действию, в результате чего в СМИ получили вид на жительство лишь два образа: образ примерной домохозяйки и образ супермодели - будущей подруги бизнесмена или руководителя. Работающая женщина была выведена за скобки дискуссии о современной модели общества, ей просто не оставалось места. Не досталось ей места и в процессе реформ. Многие запомнили фразу одного из министров труда тех лет, что незачем создавать рабочие вакансии для женщин, если и мужчинам не хватает. Эти слова были сказаны в стране, где, согласно официальной статистике, семья не могла прожить на одну зарплату, женский заработок составлял примерно 50% бюджета полной семьи, а 25% всех детей воспитывались одинокими матерями. То есть без женского труда ни семья, ни общество просто не могли обойтись.

По результатам последних исследований, уровень женской безработицы чуть снизился, прежде всего за счет создания мелких предприятий, в деле создания и организации которых наши соотечественницы проявляют недюжинный талант и по многим показателям превосходят зарубежных коллег, пользующихся неведомыми нам государственными льготами. Но тревожит другое. Статистика утверждает, что уровень заработка российских женщин сегодня составляет менее 50% (по некоторым данным - 40%) от мужского. Преимущественно женщины работают в бюджетных отраслях, где зарплата вполовину меньше среднероссийской, в то время как во многих "мужских" отраслях (нефтяники, например) зарплата выше средней в 300-400 раз. Нет сомнения, труд нефтяника сложен и важен, но почему труд врача, спасающего его жизнь, воспитателя его детей или труд преподавателя, обучающего его профессии, оценивается столь ничтожно?

Не так давно наша страна наконец-то ратифицировала 156-ю статью Международной организации труда о правах трудящихся с семейными обязанностями. Разумеется, речь идет о женщинах - прежде всего потому, что мужчины в нашей стране не привыкли заботиться о малых и старых. Практика применения этого документа пока весьма проблематична - прежде всего ввиду несоблюдения частными предприятиями не только международных, но и собственного национального законодательства о труде. А новые правила начисления пенсий напрямую лишают женщин самой мысли о равенстве - из пенсионного накопления изымаются месяцы ухода за новорожденным и больным ребенком, так что мать двоих детей рискует получить всего 70% от пенсии своего коллеги равной зарплаты и квалификации, а мать троих - едва ли не 50%.

Такие получаются интересные цифры, рожденные новой экономикой. И возникает вопрос: все ли в советские годы было плохо? Разве нельзя было бы что-то и воспринять, не выбрасывая в утиль, как все советское? Кстати, об этом несколько лет назад экономисты спрашивали Егора Гайдара, тогда еще облеченного властью, и тот не нашел мысли о социальной защите женщин актуальными, сочтя их социал-демократической, а не либеральной повесткой дня. Тогда, похоже, и началось новое унижение российских женщин. Феминизация бедности, невыплата детских пособий даже безработным, нищета, из-за которой молодые матери оставляют детей в роддомах, и многое другое.

Читая и наблюдая по ТВ новые репортажи о торговле женщинами, о преступницах, наркоманках, плохих матерях и неверных женах, я думаю всякий раз: что было бы, если бы у всех этих женщин была нормальная работа, которая давала бы возможность жить им и их детям? И я верю, что, если бы у них была работа, обеспечивающая жизнь им и их детям, многие драмы не произошли бы.

Вот об этом я и хотела бы напомнить перед днем 8 Марта. Наши женщины способны преодолеть очень многое, как всегда было в нашей истории. Только не надо им мешать честно работать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1493
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1433
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1202
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1364

Другие новости