0
881
Газета Политика Интернет-версия

18.05.2000 00:00:00

Себестоимость национальной политики

Александр Ткачев

Об авторе: Александр Николаевич Ткачев - председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ.

Тэги: федерация, русский, язык


КАК-ТО совершенно незамеченным стало то, что от Молдавии до Чечни, от Азербайджана до Узбекистана люди заново учатся читать. Я имею в виду уход из письменного языка русской кириллицы.

В конце сентября 1999 года в Татарстане был принят Закон "О восстановлении татарского алфавита на базе латинских букв". Период перехода с кириллицы на латинский алфавит, адаптированный к татарскому языку, должен начаться в сентябре 2001 года и завершиться к 1 сентября 2011 года.

По мнению газеты "Фигаро", это разрушает один из немногих факторов единства Российской Федерации: использование одного и того же алфавита. Утверждение, безусловно, спорное. Вместе с тем нельзя не прислушаться к зарубежным специалистам, которые называют этот процесс не чем иным, как "алфавитным разводом".

Я привел этот пример для того, чтобы показать, насколько многолика в своих проявлениях проблема межнациональных отношений, какие неожиданные кульбиты она выкидывает сегодня.

Когда я принял комитет по делам национальностей, мне сказали, что Государственная Дума прошлого созыва приняла шесть законов по этой проблематике. У меня мелькнула еретическая мысль: "А сколько надо?"

Шесть законов - это много или мало? Невольно вспоминается одна притча. Шесть волос - это много или мало? Если в супе - много, если на голове - мало.

Дело, наверное, не в количестве законов. Можно поставить их производство на поток, на конвейер, можно писать их хоть четырехстопным ямбом, хоть гекзаметром. Дело в том, чтобы принимать такие законы, которые бы работали.

Я новый председатель комитета. Новый у нас и министр по делам Федерации и национальной политики Александр Викторович Блохин. Мы встречались с ним, обсудили ряд вопросов и пришли к выводу, что наши точки зрения на законотворческий процесс совпадают.

Наша концепция в этой области заключается в том, чтобы повернуть законотворческий процесс из плоскости научно-просветительской констатации в экономическую плоскость. Наивно полагать, что экономические проблемы решаются через национальные. Как раз наоборот. Именно через экономику нужно решать национальные вопросы. Не мной одним замечено: только от бедности начинают отгораживаться алфавитными, языковыми, национальными и иными барьерами.

В России все взаимосвязано, все взаимообусловлено. Всюду неразъемная цепь. Национальная политика тоже не исключение. Если из этой цепи выпадет хоть одно звено, все нарушится. В этом, на мой взгляд, главный недостаток законодательных актов по национальным вопросам. И дело здесь даже не в отсутствии пресловутого механизма приведения законов в действие - сколько живу, столько и слышу вселенский стон: нет механизма! И закон хороший, и постановление радикальное, а вот механизма - нет. Дело в другом, в изначальном, хотя проблему механизма приведения закона в исполнение я никоим образом не снимаю.

Как-то уважаемый мною Рамазан Абдулатипов сказал, что возглавлявшийся им Миннац настолько был бесправен, что напоминал вечерний университет марксизма-ленинизма. Лекции, "круглые столы" пропагандистов, то бишь профессоров-этнологов, семинары, коллоквиумы... Словом, заурядный ведомственный научно-методический центр.

В портфеле комитета по делам национальностей - около 30 законопроектов, которые предполагается вынести на обсуждение Думы в этом созыве. Они в разной степени готовности и разной значимости. В первую очередь мы с Александром Викторовичем Блохиным, новым главой Миннаца, будем "пробивать" реальные, жизнеспособные законы.

Критерий здесь один - бесплатной национальной политики не бывает. Она имеет и свою себестоимость, и, если хотите, свою прибавочную стоимость. Мы будем исходить из того, что национальная политика - это не только и не столько проведение "круглых столов" и семинаров, фестивалей и выставок народного творчества. Цель национальной политики - добиться того, чтобы самый первый северянин жил так же, как самый последний москвич. Я имею в виду адекватность их благосостояния и социальной инфраструктуры. Национальная политика - это прежде всего пропорциональное развитие регионов страны, подтягивание всех территорий до столичного уровня жителей Москвы и Петербурга.

В 1996 году была принята Концепция государственной национальной политики. Однако в практическом плане по ее реализации мало что сделано. Главная причина - отсутствие финансирования.

В 1998 году был принят Закон "О внесении изменений в Положение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которому в бюджете предусматривался раздел 2100 - "Развитие федеративных и национальных отношений". То есть закон, обязывающий правительство сформировать в бюджете отдельную строку, в которой закладывалось бы финансирование вопросов федеративного строительства и решение национальных проблем.

Однако ни в 1999-м, ни в нынешнем, 2000 году ни одной копейки на эти нужды не было заложено.

Более того, в 1988 году была даже упразднена правительственная комиссия по... реализации этой самой Концепции государственной национальной политики. Тогда же была приостановлена деятельность Фонда национально-культурного возрождения народов России. Фонд вроде бы не ликвидирован полностью, но на 2000 год в него не было выделено ни копейки.

Я что хочу этим сказать? Принято много хороших и важных документов, но если не будет денег и механизма их реализации, из наших благих намерений ничего не получится. Бесплатной национальной политики не бывает. Давайте посмотрим, какова ее себестоимость. Берем для примера целевую программу экономического и социально-политического развития Северного Кавказа. Эта программа включает в себя более 500 проектов федеральной, межрегиональной значимости, а также проектов для каждого субъекта Федерации.

Общая стоимость программы - 153 миллиарда рублей, то есть примерно 5 миллиардов долларов. Казалось бы, солидная программа. Но если учесть, что субъектами-участниками этой программы являются 10 регионов, получается, что на каждый регион приходится по 500 миллионов долларов. Далее программа рассчитана на 5 лет. Делим на 10 субъектов, получается 10 миллионов долларов на субъект.

Много это или мало? Это - ничтожная сумма, она в полтора раза меньше, чем стоит один самолет Ту-154.

С августа 1999 года по сегодняшний день, согласно публичным оценкам, на военные действия в Чечне потрачено уже 5 миллиардов рублей. Это примерно столько же, сколько стоит вся программа на 5 лет для всего Кавказского региона. И это только на военный этап, а сколько потребуется на восстановление?

Очень высока себестоимость тех проектов, на которые мы сегодня жалеем денег, на которые изначально закладываем ноль. Откуда же быть прибавочной стоимости?

Ведь наконец-то национальная политика демократической России приобретает концептуальность. Создается и совершенствуется прочная правовая база, направленная на то, чтобы гармонизировать межэтнические отношения в стране, исключить саму возможность межнациональных конфликтов. Сформулированы основные принципы, основанные на почти десятилетнем опыте молодого российского федерализма. К сожалению, ему бросают вызовы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1458
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1662
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1770
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4082

Другие новости