В НЫНЕШНЕМ году бюджет на науку Российской Федерации составляет в долларовом эквиваленте примерно 500 млн. долларов. На всю науку, не считая науки оборонного комплекса. Это бюджет маленького затрапезного университета США. Крупный университет имеет миллиардный бюджет.
Даже со всеми надбавками зарплата доктора наук, заведующего лабораторией, cоставляет сейчас 1000 рублей в месяц - 30 с небольшим долларов. Это чудовищно маленькая зарплата. И как мы можем развивать и сохранить науку, когда молодые ребята, кандидаты наук, уезжают за границу и получают по 4-5 тыс. долларов в месяц? Я знаю это, так как и многие из моих учеников разъехались по всему миру.
Во всех развитых странах помимо прямого финансирования из государственного бюджета осуществляется программа различных льгот, касающихся как непосредственно научных организаций, так и благотворительных структур, поддерживающих науку. В последние годы и в России была разработана и действовала удовлетворительная система мер, охраняющих науку в переходный период. Новый вариант проекта Налогового кодекса РФ, внесенный правительством РФ в Государственную Думу, практически игнорирует все эти льготы.
К каким потерям в денежном выражении это приведет? По оценкам финансистов РАН, потери очень существенные. По отчету за 1999 год, объем работ за счет средств заказчика по научным и конструкторским организациям РАН составил 1200 млн. рублей, или 70% к объему бюджетного финансирования. В случае отмены льгот потери реального объема поступления средств для учреждений РАН составят не менее 240 млн. рублей, или более 13% годового объема бюджетного финансирования Российской академии наук.
Утвержденный объем бюджетного финансирования на 2000 г. (без центрального аппарата, содержания особо ценных объектов и расходов по содержанию подведомственных структур) составляет 2664 млн. рублей. Следовательно, потери реальных объемов при выполнении хоздоговорных работ в случае отмены льготы составят не менее 340 млн. рублей.
Действующий Закон "О налоге на добавленную стоимость" предоставляет сфере науки и ряд таможенных льгот. По отчету за 1999 год, академия централизованно закупила по импорту оборудования и материалов на 35 млн. рублей, на 35 млн. осуществлена подписка на зарубежные периодические издания. Отмена льготы по НДС в момент таможенного оформления в показателях 1999 года составит по данной позиции около 14 млн. рублей. Кроме того, с 1998 года РАН предоставляется связанный кредит на сумму 70 млн. немецких марок для закупки импортного оборудования и материалов. НДС в момент таможенного оформления составит порядка 182 млн. рублей - более 15% к объему финансирования РАН в 1999 году.
Общие потери РАН в реальных объемах финансирования в случае отмены льгот по НДС составят более 20% годового объема бюджетного финансирования РАН.
Ставка налога на землю для научных организаций предусматривается в размере 0,1%. С учетом того, что для определения размера совокупного налога на землю по РАН нет данных о стоимости всех земель, занимаемых научными учреждениями РАН в разных регионах России (в силу отсутствия Земельного кадастра ), прогноз потерь делался из расчета стоимости наземных сооружений. В 1999 году их стоимость составила 17 млрд. рублей, cледовательно, налог составит около 17 млн. рублей.
Но особенно существенный удар наносится отраслевой науке. По оценкам Министерства науки (только что ликвидированного, о последствиях этого шага - отдельный разговор), общие потери, которые понесут в основном отраслевые институты, составляют 10 171 млн. рублей. В то время как бюджет на науку составляет 15 900 млрд. рублей.
В проекте Налогового кодекса не учтены интересы РАН как уникального и крупнейшего издателя научных журналов и литературы и крупнейшего потребителя зарубежной научной литературы. Действующий Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" освобождает от налогообложения прибыль полиграфических предприятий, издательств, редакций и других подобных организаций, полученную от распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием и наукой. Подобная норма отсутствует в проекте Налогового кодекса.
Проект не сохранил также действующей нормы, согласно которой в состав доходов организаций не включаются средства, полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию и науке. Проект распространяет льготное налогообложение только на средства, поступающие от иностранных государств или международных межправительственных организаций в соответствии с соглашениями о предоставлении безвозмездной помощи, подписанными российскими органами власти.
Снятие льгот с издателей и распространителей научной литературы вызовет фактическое увеличение расходов государственных учреждений образования и науки на публикации результатов их научной деятельности. А включение в состав доходов части безвозмездной помощи приведет к сокращению ее размеров на 35% (налог на доход) и к отказу многих неправительственных иностранных организаций оказывать эту помощь.
Впрочем, я думаю, уже понятно, что любое снятие существующих налоговых льгот с научных и образовательных учреждений ведет к прямому увеличению потребности в бюджетном финансировании. В условиях существующих экономических реалий это означает прямые потери для науки.