ПОИСТИНЕ это должна была видеть вся страна. Адмирал Попов с борта "Петра Великого" с дрожью в голосе твердил русским матерям то, что по всем законам в это время говорить нельзя: "Растите сыновей, растите сыновей..." И со слезами на глазах просил прощения у всех за то, что не спас своих моряков, не сберег, не был рядом с ними... Наверное, у миллионов, кто слушал адмирала, в глазах стояли слезы. Была общая боль, была горькая, страшная правда.
А еще была ложь. Когда страна узнала об аварии подлодки, некоторые СМИ стали цитировать того же адмирала Попова: "Учения в Баренцевом море проходят нормально". Словом, получалось, что моряки-подводники гибнут, а их адмирал рапортует о том, что "все нормально". Но ведь интервью это адмирал давал еще до катастрофы! Пускать его в эфир и повторять многократно, после уже свершившейся трагедии, означало умышленно, осознанно превращать народное горе в фарс. Излюбленный прием лжецов, не правда ли? Чтобы матрос не верил адмиралу, страна не верила во флотских командиров, бурлила, возмущалась... А тут еще такой заманчивый повод свести счеты и с президентом: не сразу вылетел в Мурманск, не прервал отпуск - значит, равнодушный, бросил моряков в беде - а ведь совсем недавно гостил у них на флоте и принимал парады!..
И никто тогда не высказал мысль о том, что президент просто не должен и не хочет превращать беду в пиаровскую акцию по поддержанию собственного имиджа.
Несколько дней назад появился еще один "удачный" информационный повод для тех, кто любой факт привык переворачивать в выгодную для себя сторону. Из воинской части на Дальнем Востоке сбежал солдат. Опять повторяют в теленовостях, пишут в газетах об этом факте многократно и уже безапелляционно утверждают, что солдат, прослуживший полтора года, "дезертировал из-за дедовщины". Ложь заключается в том, что нам ежедневно, особенно теперь - в минуты тревоги, скорби и боли за моряков, - тычут в глаза, уши, в душу все те же разрушительные символы: "катастрофа", "дезертир", "равнодушие", "ложь"... И не важно, что в Чечне в это время десятки и сотни парней поистине геройски сражаются с бандитами и гибнут... Нам не покажут их, прекрасных в своем мужестве, потому что это опасно. Это может возродить в нас веру и придать силы. Сегодня кому-то выгодно, чтобы миром правили символы разрушения. И даже слезы наши искренние кому-то надо отравить - озлобить нас во имя того же разрушения.
Словом, наболело, достали... Не могу больше молчать, не могу больше видеть, как стравливают нас друг с другом, словно мы псы... Хватит!
В эти дни я вдруг понял, остро почувствовал, что с нами, внутри всех нас происходят перемены. Происходит преображение граждан России! Вспомним, что наш народ (я имею в виду тех, кто любит родину) прежде объединяли не только победы, но и горе. Трагедия "Курска", бесспорно, стала всеобщей болью, невидимой нитью, соединяющей всех нас. Возможно, многие еще не осознали этого в полной мере. Волна, захлестнувшая "Курск", одной трагической нотой, скорбью, плачем прошла по нашим душам, объединяя, заставляя задуматься, оглядеться с верою и встать, выпрямиться, наконец.
На символы разрушения у нас найдутся сегодня и символы веры, спасения. В дни гибели лодки, 19 августа, в День Преображения Господня, состоялось освящение храма Христа Спасителя - великого символа покаяния нашего во имя спасения и возрождения. В эти же скорбные дни мы не можем не вспомнить еще один символ - 23 августа 1943 года закончилась Курская битва, в которой, как известно, наступил окончательный перелом в Великой Отечественной войне. Но ведь до этого-то была Курская дуга!
Катастрофа "Курска" - это, на мой взгляд, событие знаковое, быть может, последнее нам предупреждение: нас снова, как и тогда, хотят согнуть в дугу. Как бы ни объясняли сегодня причины трагедии - она все же в том, что моряки не занимаются в должной мере боевой учебой. Чтобы отправить лодку в поход, собирают экипаж со всего флота. А ведь раньше на одну лодку было обязательных три экипажа! Нищета страны, нищета флота... Все мы слышали, как определил причины катастрофы российской субмарины министр обороны США Уильям Коэн: "У России нет ресурсов для того, чтобы поддерживать свои Вооруженные силы... моряки в последнее время не тренировались, у них нет такого оборудования, как у нас... Оборонный бюджет США в 50 раз больше российского..." Надо ли тут доказывать обратное? Вряд ли. А вот еще раз попытаться понять, осознать, почему Россия сегодня живет именно так, - мы просто обязаны. И попытаться разогнуть дугу, в которую нас сгибают.
Мне понятны не только причины отсутствия президента на месте трагедии (он что - водолаз или спасатель, моряк, профессионально знающий предмет?). Приехать на место - "давить своим авторитетом", а попросту мешать тем, кто действительно делал все возможное, чтобы прийти "Курску" на помощь? Или появляться на совещаниях и палубах кораблей, с озабоченным лицом, в кругу штабистов-спасателей?.. Я уверен, что Путин понимал: его появление там в самом начале (и наверняка ему советовали это сделать) было бы похоже на пропагандистскую, как теперь говорят - пиаровскую акцию, работающую на имидж. В то время там надо было находиться настоящим профессионалам-спасателям. Однако президент все же не побоялся прилететь в Мурманск и встретиться с родственниками моряков, переживающими трагедию, разделить с ними горе, выслушать горькие упреки и пообещать помощь...
Мы видели, в какие порушенные подъезды с облезлыми стенами, в какие квартиры входил президент. Так живут российские офицеры-подводники, военно-морская элита... Пусть видит президент, пусть видит еще раз страна. До чего мы все докатились, насколько туго согнута дуга. И не потому, что страшны трудности. Ведь переживали времена и похлеще. Сейчас во сто крат страшнее, потому что трудности эти искусственны, не оправданны, - они совсем не из-за того, что все мы бесталанны, ленивы и прочее. У нас была другая история - побед, уверенности, здоровья, силы. Сегодня мы слабы хотя бы потому, что плохо понимаем, что же на самом деле с нами происходит.
Пусть же сегодня нас объединит желание помочь и сама реальная помощь семьям погибших моряков.
Мечту о национальной идее, которая наконец должна объединить всех нас, так важно сейчас дополнить нашими конкретными делами и поступками. Быть может, нам всем миром попытаться возродить "Курск"? Собрать всем миром средства и построить "Курск-2"? Ведь строили в Великую Отечественную танки и самолеты на истинно народные пожертвования... Думаю, что комиссия по возрождению "Курска" (строительству "Курска-2"), которая в первую очередь должна будет состоять из родных и близких экипажа субмарины, возьмется за дело с особым чувством, потому что это будет символично - не погибнет дело, которому служил их сын, отец, брат...
И последнее. Мне все чаще вспоминаются строки из песни Владимира Высоцкого:
Чистая правда когда-нибудь
восторжествует,
Если проделает то же, что
явная ложь...
Так, может, мы в начале пути?