0
916
Газета Политика Интернет-версия

16.11.2000 00:00:00

Глобализация - высшая стадия империа-
лизма

Борис Пядышев

Об авторе: Борис Дмитриевич Пядышев - главный редактор журнала "Международная жизнь"

Тэги: саммит тысячелетия


ВПЕРВЫЕ сравнимое с нынешним "Саммитом тысячелетия" в ООН пиршество флагов, президентов, премьеров, королей, вождей разных величин и взглядов Нью-Йорк увидел в сентябре I960 года на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Одни тогда приехали по убеждению, другие - из-за любопытства: во что же может вылиться такой невиданный доселе концерт первых скрипок мира. Третьи - а среди них в основном были лидеры ведущих западных стран, включая президента США Дуайта Эйзенхауэра, - оказались в Нью-Йорке вынужденно.

Увлек всех туда русский лидер Никита Сергеевич Хрущев. Это было блистательное зрелище. В зале Ассамблеи ООН, да и вообще в Нью-Йорке в те дни поистине царствовал русский лидер. Чего стоила бесшабашная переправа из Европы в Нью-Йорк лидеров восточноевропейских государств на утлом суденышке "Балтика". В ООН царила новая обстановка. За один только 1960 год в мире появилось - и все это под огромным влиянием процессов, происходивших в восточном лагере, - несколько десятков независимых государств.

В этой буйной обстановке, затеянной советским лидером, западникам ничего не оставалось делать, как также прибыть в Нью-Йорк. Выглядели они довольно неубедительно и даже растерянно. Первый сбор мировых лидеров в залах ООН был триумфом Советского Союза, его союзников, "третьего мира". Триумфом, однако, краткосрочным, ибо внутренняя, в основном экономическая, сила Запада была такова, чтобы не допустить резких перемен в мире себе в ущерб, и они этого не допустили.

Когда в стенах Дворца ООН в Нью-Йорке лидеры стран мира в подавляющем большинстве собрались во второй раз в полувековую годовщину Объединенных Наций в сентябре 1995 года, ситуация была совершенно другой.

Не осталось уже в политической жизни мира такого государства, как Советский Союз. Россия на втором саммите практически была одна. Сама встреча лидеров, конечно, не сравнимая по масштабу и энтузиазму со встречей 1960 года, прошла довольно скромно, закончилась общей фотографией лидеров. Клинтон и Ельцин стояли вместе.

На третью мировую встречу с 6 по 8 сентября 2000 года в Нью-Йорк съехалось невиданное количество лидеров практически из всех 188 государств - членов ООН. К ним прибавилось еще одно - принятые на сессии мало кому известные четыре островка под названием Тувалу. В ООН все, однако, равны.

Главными на саммите были президент США Билл Клинтон, российский президент Владимир Путин и между ними - генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Для американца это было последнее, прощальное накануне выборов выступление. Русского президента встретили с интересом, слушали внимательно, стараясь понять этого нового на мировой арене лидера. Для Кофи Аннана с его докладом о судьбах Объединенных Наций в грядущем веке саммит был звездным часом.

В конце саммита сделали традиционную общую фотографию. На этот раз президенты США и России вместе уже не стояли.

Каждый из состоявшихся доселе трех ооновских саммитов своей множественностью и авторитетностью участников утверждал мировую идеологию целой полосы развития событий в мире.

15-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН I960 года - пожалуй, самая знаменитая в истории Объединенных Наций - своими решениями, общим духом выступлений лидеров, особенно только что получивших независимость государств, родила идеологию антиколониализма, выхода огромной части мирового сообщества из колониального состояния на дорогу независимого развития. Возник "третий мир", который по своей влиятельности равнялся двум первым мирам, один из которых составляли социалистические страны во главе с Советским Союзом, а другой - капиталистические государства во главе с Соединенными Штатами. Идеология антиколониализма существенно определяла многие стороны мировой жизни, политики, экономического развития, общественного сознания. Она охватила период в пару десятилетий, не менее, когда с колониализмом практически было покончено и странам этой категории уже настала пора определять свою принадлежность к одному из мировых центров силы.

В 1995 году на юбилейной 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мировые лидеры вышли с идеологией окончания глобального противоборства двух систем, выдвинули основы нового мира, которые могли бы открыть путь к новому укладу мировой жизни. Вопрос о глобальном конфликте, о большой войне был снят из первых пунктов повестки дня. Речь пошла о том, как перейти к нормальному сотрудничеству всех трех частей, составлявших ранее мировую систему. В мире произошли тектонические сдвиги, причем в основном в сторону одной из частей - капиталистической. Сложности предыдущих десятилетий сменились новыми трудностями, нерешаемыми и труднорешаемыми проблемами, желанием двигаться к сотрудничеству и игрой на якобы имеющемся намерении налаживать честное сотрудничество.

Нынешняя сессия миллениума закрепила новую мировую идеологию - глобализацию. Редкий участник сессии не упомянул в своем выступлении этот термин. Смысл и надежда, связываемые с глобализацией, разными государствами и сообществами стран, однако, понимаются по-разному.

В докладе генерального секретаря ООН Кофи Аннана есть многозначительное рассуждение: "Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг - основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами".

Мысль, следовательно, в том, что предстоят изменения всей мировой системы и всех ее составляющих ресурсов: политики и дипломатии, целей и течения войн, информационного и духовного пастырства людей, не говоря уже о решающей концентрации экономической и финансовой мощи в немногих центрах. Разделение мира определится еще более.

Глобализация - это объективный процесс. Как и во всяком объективном процессе, кто-то выигрывает, а кто-то теряет, но развитие по основному руслу идет и остановлено быть не может. Ceть взаимозависимых финансовых, экономических, информационных и всех прочих взаимоотношений крепко накинута на весь глобус. Чуть ли не каждый из представителей государств, не принадлежащих к развитой части Земли, высказывал по меньшей мере озабоченность, а часто и просто открытое опасение против совершенно определенных направлений этого утепляющегося мирового процесса. Министр иностранных дел Центрально-Африканской Республики (возьмем его для примера как представителя самой отдаленной от стержня мировой политики страны) и тот заявил с трибуны сессии, что процесс глобализации отбрасывает развивающиеся страны на задворки мирового развития.

Взглянем на этот укрепляющийся и, судя по всему, неостановимый процесс в ретроспективе минувшего столетия и в перспективе предстоящего. Если империализм, используя известную формулу совсем неплохого экономиста Владимира Ленина, был высшей стадией капитализма, то глобализацию можно назвать высшей стадией империализма.

Соединенные Штаты, Япония, Германия, другие европейские страны, где капитализм появился на свет божий, возмужал до империализма, ныне с неизменной последовательностью вырываются резко вперед на волне научно-технического броска вверх. Плоды нынешнего и грядущего прогресса принадлежат в основном им. Что же касается другой части Земли, то тамошние страны как были окраинной зоной для черпания ресурсов, использования того, что у них есть, для целей еще более скорого развития экономического потенциала великих, так они эту миссию, судя по всему, и будут продолжать. Не без того, конечно, чтобы некоторые из них сумели прислониться к мейнстриму прогресса.

Глобализация у нас - пока больше слово, чем реальный расчет и действие. Мы больше озабочены в своих теоретических и политических размышлениях тем, каков нынешний мир - однополюсный или многополюсный. Конечно, размышлять об этом не вредно. Но нет ли в этом излишка классовой идеологии? Внимательное изучение, рассмотрение того, что не просто говорится на нынешней, 55-й, сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на других международных форумах, а выдвигается, с одной, выигрывающей, стороны и с другой стороны - терпящей бедствие от глобализации, - стоит куда большего, чем традиционные концепции и доктрины.

Всегда беспроигрышно быть ближе к земле, к реальностям. Глобализация - это дело реальное. Как Россия вольется в него, какие выгоды возымеет или, напротив, в чем проиграет - вот главный вопрос российской политики на всех уровнях и во всех сферах.

Мало лишь сказать, что для того, чтобы доминирующе влиться в глобализацию, требуется время. Раньше всего понадобится порядок в Отечестве. Потребуется отточенное hardware, сверхумное software - способностями к этому русские не обделены.

У меня внук Вася, шести лет. Купили ему компьютер, теперь он на нем колдует вовсю. Замешкаемся, придет их срок - они-то сделают как надо. В укор дедам и отцам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1616
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1815
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1925
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4296

Другие новости