0
1494
Газета Политика Интернет-версия

01.02.2001 00:00:00

Пролетарии умственного труда, соединяйтесь!

Валентина Лапаева

Об авторе: Валентина Викторовна Лапаева - доктор юридических наук, академик Международной академии информатизации.

Тэги: наука, ресурс, резерв


В НОВОЕ тысячелетие страна входит изнуренной своим прошлым, деморализованной настоящим и неподготовленной к будущему. В этих условиях на передний план непосредственного и активного социально-политического действия должна выйти российская наука - главный ресурс и последний резерв нации, творческий потенциал которой сейчас бездумно растрачивается в борьбе за существование. Речь идет о создании на базе научного сообщества хорошо организованной социально-политической силы, главной целью которой должна стать защита и поддержка российской науки. Такая задача диктуется императивами выживания не только самой науки, но и российского общества, в котором без возрождения и развития науки будут окончательно парализованы буквально все сферы его жизнедеятельности: от элементарного тепла и света в домах до безопасности страны и предотвращения техногенных и социальных катастроф.

Перед лицом таких актуальных угроз выход российской науки и поддерживающих ее общественных сил на арену активной политической жизни является актом осознанной ответственности за общие дела и интересы народа в условиях, когда господствующие в стране субъекты власти и собственности уже давно оформились в мощные корпорации и воюют друг с другом за свои групповые интересы. Сферу этих интересов составляет сейчас главным образом захват, передел и паразитарное использование ресурсов и достижений прошлого (включая и достижения науки) без сколько-нибудь заметных усилий по их воспроизводству и развитию. Нынешнее феодально-корпоративное устройство в нашей общественной и политической жизни стало неизбежным следствием номенклатурно-криминальной приватизации, в ходе которой привилегированный доступ к собственности получили лишь те, кто так или иначе сумел воспользоваться поддержкой новой правящей бюрократии. Судя по всему, страна уже прочно вступила на эту колею и будет двигаться по ней в обозримом будущем. С данным фактом, конечно, не надо мириться, но его необходимо осознать и учитывать.

Кстати, представители самых разных слоев и групп нашего общества, не слишком утруждая себя осознанием объективного характера идущих в стране процессов, неплохо приспособились к ним и, объединившись в корпорации, наращивают ресурсы для реализации своих групповых интересов. И это не только прочно сросшиеся с властью олигархические кланы. Свои каналы влияния на власть уже наладили или активно работают в этом направлении аграрии, пролетарии, малый и средний бизнес, организованная преступность, деятели культуры (постоянно находящиеся на авансцене политической жизни и охватывающие широким фронтом весь спектр политических сил) и т.д. И даже олигархи уже не ограничиваются индивидуальными механизмами давления на власть, а объединяются для совместной защиты своих общих интересов. То есть практически все сколько-нибудь организованные и деятельные социальные субъекты активно включены в борьбу за свое групповое счастье. Исключение составляет, пожалуй, лишь наука, представители которой в массе своей бескорыстно (по существу бесплатно) работают на общие интересы, связанные с поддержанием, насколько это возможно, научно-технического потенциала и обеспечением научных потребностей страны.

Сложилась крайне абсурдная ситуация: наука производит общественно необходимый и наиболее доходный в современных условиях продукт, им все пользуются, но его создателям или вовсе не платят, или отделываются грошами. В целом отношения между наукой (как сферой производства научной продукции), с одной стороны, государством и обществом (как пользователями этой продукции) - с другой стороны, остаются нереформированными, не приведенными в соответствие с новыми реалиями постсоциалистической системы рыночных отношений. Отсутствует надлежащая законодательная база, регулирующая правовой статус науки и ученых в современном обществе, правовые формы взаимодействия науки с государством и другими наукопользователями, правовые способы реализации и механизмы защиты интеллектуальной собственности ученых и т.д.

Виновна в этом прежде всего сама российская наука, демонстрирующая неадекватную социальную пассивность и научное бескорыстие в корыстную эпоху. Но основная ответственность падает на государство, поскольку именно оно управляет общенациональными делами, к каковым в силу своей общезначимости, безусловно, относится и наука. Государственное управление наукой в условиях сложившегося рыночного оборота, в частности, означает, что в плоскости товарно-денежных отношений государство для науки - это тот универсальный заказчик и покупатель научного знания, который (в качестве представителя рынка) и должен расплачиваться с наукой по рыночным ценам. Поэтому государственное финансирование науки - это не спонсорская поддержка или благотворительность, а лишь необходимая в рыночных условиях форма расчета с учеными за использование в стране их интеллектуальной собственности. А источник оплаты научного труда - та колоссальная научная составляющая в налогооблагаемой базе, из которой формируется государственный бюджет, столь скаредный сейчас по отношению к науке. Наша бюрократия очень любит ссылаться на опыт "цивилизованных стран", когда доказывает необходимость повышения оплаты своего труда (при этом еще и шантажируя общество тем, что при нынешней оплате она будет оставаться коррумпированной). Но эта логика ссылки на западный опыт гораздо более уместна применительно к российской науке, которая благодаря исключительно энтузиазму наших ученых все еще сохраняет уважение мирового сообщества (чего никак нельзя сказать об отечественной бюрократии, удивляющей мир уровнем своей некомпетентности и размахом коррупции).

В настоящее время политика государства по отношению к науке укладывается в простенькую и гибельную для всех схему: пусть ученые обеспечивают страну необходимыми знаниями, но зарабатывают себе на жизнь "вхождением в рынок". Однако если вы не платите своим ученым, то скоро придется платить чужим, но это будут уже другие цены. К тому же возможности рыночного использования учеными объектов своей интеллектуальной собственности в их наиболее важной и доходной части заблокированы действующим законодательством о государственной тайне, нарушение которой карается очень жестко. Зачем же в этих условиях так настойчиво выталкивать ученых на зыбкую тропу бизнеса, запрограммированного в нашей ситуации под сюжет знакового "дела Поупа"?

Чтобы выжить, российская наука должна уже в ближайшее время добиться надлежащего социального статуса в обществе. Для этого ей необходимо продемонстрировать себя как силу не только в смысле формулы Фрэнсиса Бэкона "Знание - это сила", но и как социально-политическую силу, имеющую своих представителей во властных структурах и свои каналы влияния на власть. Что для этого нужно? Прежде всего надо прекратить интеллигентские метания между правыми и левыми (это работа на чужой интерес) и признать тот факт, что в обозримой перспективе наша социальная реальность будет развиваться не по идейным сценариям либералов или коммунистов, а по корпоративному принципу. Следовательно, научное сообщество должно осознать себя в качестве самостоятельной корпорации со своими специфическими интересами и самоорганизоваться для реализации этих интересов.

Конечно, у науки как корпорации нет скрепленных приватизацией связей с исполнительной властью, нет и финансовых ресурсов, которые позволили бы наравне с другими мощными кланами влиять на партии, имеющие фракции в парламенте. Но у научного сообщества есть кадровые, организационные и интеллектуальные ресурсы, необходимые и достаточные для создания сильной собственной партии - Партии поддержки российской науки. Для этого есть многочисленное сообщество людей, понимающих ценность науки и ее определяющее значение для общества. Есть свои лидеры и среди них - люди с ярким гражданским темпераментом, известные и уважаемые в обществе. Есть разветвленная сеть институтов и вузов по всей стране с налаженной системой сотрудничества. Есть большое влияние на образованную молодежь. Немало людей, так или иначе связанных с наукой, работают в бизнесе и в госаппарате. Но самое главное - это то, что корпоративный интерес науки объективно совпадает с интересами всего общества. Наука - это созидательная сила, работающая на общее благо, на рационализацию и прогрессивное развитие всей системы производственных, общественных и духовных отношений. В современной России поддержка науки - необходимое условие выживания и развития общества. Если научное сообщество сумеет объяснить это людям, то Партия поддержки российской науки найдет опору в народе и сможет стать реальной политической силой, действующей в интересах всего общества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2502
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости