0
909
Газета Политика Интернет-версия

05.04.2001 00:00:00

Суды работают с "продукцией" милиции и прокуратуры

Минзуфар Мавлятшин

Об авторе: Минзуфар Мавлятович Мавлятшин - первый заместитель председателя Верховного суда Республики Татарстан, заслуженный юрист России и РТ.

Тэги: суд, реформа


СУДЕБНАЯ реформа в России идет с начала 90-х годов, но практически рядовые граждане не ощущают на себе результатов этой реформы, да и мы, работники юстиции, видим, что реформа идет очень трудно. Причина проста: судебная власть, равная, по Конституции РФ исполнительной и законодательной властям, была доведена в последние десятилетия до состояния крайней нищеты. На правосудие просто не было денег: на бумагу, чтобы писать приговоры, на повестки, конверты, вызовы, командировки. В прошлом году Верховному суду Татарии на автомашину выделялся один литр бензина в день. У нас всего пять компьютеров и три множительных аппарата, исчерпавшие свой ресурс. Вот в таком финансовом российском "бездорожье" и буксовала судебная реформа. Она пошла, когда министром юстиции России был Николай Федоров, нынешний президент Чувашии, но после его ухода опять затормозилась. Сейчас судьи с удовлетворением замечают, что вновь наметилось движение, в этом году улучшилось финансирование, наши нужды уже лучше учитываются, и власть и народ все более серьезно, уважительно относятся к судебной системе. Но можно сказать, что мы заставляем себя уважать, как тот "дядя самых строгих правил" у Пушкина. Приходится заставлять: ведь нельзя же считать нормальным положение, когда казанский судья в год рассматривает 1000-1300 гражданских дел!

Чтобы снизить эту нагрузку, в Татарии был учрежден институт мировых судей, принят соответствующий закон, - кстати, наша республика приняла этот закон одной из первых. Уже избраны 168 мировых судей - а к работе они приступить не могут. Мировые судьи должны быть обеспечены помещением для работы - это зафиксировано и в законе. И мировые судьи получают зарплату, поскольку ее платит Федерация, и сидят без помещения, потому что местные власти не удосужились об этом своевременно позаботиться. Из-за этого не реализуется хорошая идея: приблизить суд к народу, сделать его более доступным. Районный суд сегодня недоступен гражданам в должной степени, они просто не могут попасть туда - прежде всего из-за перегруженности. Как только в полную силу заработают мировые судьи, так простые граждане почувствуют на себе результаты судебной реформы.

В нынешнем году у нас должен появиться и межрегиональный административный суд, который будет рассматривать споры граждан и государства. В административном суде можно будет обжаловать решение главы администрации или кабинета министров. В проекте - и коллегия по административным делам, и окружной административный суд. Где он будет располагаться, пока неизвестно - предположительно в Ульяновске.

Необходимая составная часть - условие успешной судебной реформы новых кодексов: Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального. В проектах кодексов записано. что они должны быть введены в действие в 2001 году. Это совпадает и с указанием президента. Без новых кодексов, отвечающих всем современным требованиям, невозможно работать на современном уровне.

Очень важно понять, что реформа одной только судебной системы не приведет к положительному результату. Реформировать надо одновременно прокуратуру и органы внутренних дел, коль скоро провозгласили мы формирование правового государства. До сих пор все реформирование прокуратуры и милиции сводилось к увеличению личного состава. Сама же система оставалась неизменной. Например, в прокуратуре есть общий надзор, который проверяет соблюдение законности в организациях, учреждениях, на предприятиях. Результаты этих проверок отражаются в статотчетности количеством внесенных представлений на нарушение закона. Но если бы была хоть какая-то польза от этих тысяч и тысяч проверок, мы бы не дошли до сегодняшнего положения, когда повсеместно нарушается закон.

Скажем, районный прокурор обладает очень серьезной властью. Но посмотрим: всегда ли мнение прокуратуры республики о его достоинствах и профессиональном уровне совпадает с мнением о нем граждан этого района? Зачастую бывает так, что и начальство им довольно, и сам он от себя в восторге, а народ костерит его что есть духу. Если же народу предоставить возможность избирать районного прокурора каждые 3-4 года, а прокурору района дать право набирать себе аппарат в пределах лимита отпущенных ему денежных средств, он бы имел дисциплинарную власть над своими подчиненными и ответственность перед населением. Прокурор республики должен иметь право снимать работника с работы, если он не справляется. Но главное - назначать на должность только после того, как его изберут.

Еще ближе к гражданам, чем прокурор, стоит начальник районного отдела внутренних дел. Если бы его избирал народ, он бы двери распахивал перед своими будущими избирателями. И не было бы у нас сокрытия преступлений, с которых начинается большая преступность. Сейчас спешит к нему старушка с жалобой, что у нее 10 рублей вымогают подростки, а в ответ слышит: "Иди отсюда, старая, и не ходи больше, не отвлекай меня такой мелочью". А зачастую начальник РОВД и сам преступает закон. Народ все это видит, знает, а не знает - так догадывается. Вот для чего нужна реформа прокуратуры и органов внутренних дел. Но об этом пока никто даже не говорит. Почему-то все только говорят о судебной реформе, но, подчеркиваю, мы имеем дело с "продукцией", которую готовят милиция и прокуратура. Суды с преступностью не борются - они осуществляют правосудие, поэтому реформировать нужно всю систему правоохранительных органов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
496
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
808
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1211
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
878

Другие новости