0
1384
Газета Политика Интернет-версия

27.04.2001 00:00:00

Отечествен-
ный бизнес нуждается в государст-
венном протекционизме

Тэги: конкуренция, бизнес


ТО, ЧТО ИМЕННО экономика определяет перспективы развития государства, в том числе его безопасность, - факт очевидный. Развитие же экономики напрямую зависит от степени интеграции страны в мировую хозяйственную систему, что особенно важно в условиях глобализации. И сегодня по сути дела решается вопрос, сможет ли Россия стать полноправным субъектом цивилизованного мира, обеспечив себе надежные каналы получения финансовых и технологических ресурсов и рынки сбыта собственных товаров. Проблема эта хоть и непростая, но выполнимая. Для этого необходимо не только привлекать в национальную экономику иностранных инвесторов, не только подключать российские компании к крупным транснациональным проектам, но и продвигать на мировые рынки нашу конкурентоспособную продукцию, решительно противодействуя дискриминации отечественного производителя за рубежом. Собственно, именно такую цель и поставил президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию, заявив, в частности, что "мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российского предприятия и российского гражданина".

Российский бизнес прекрасно понимает, что, сотрудничая с нашей страной, с ней никто не собирается "нянчиться". Ведь конкуренция - это неизбежное явление, постоянная и напряженная борьба за место под солнцем. Однако, приветствуя конкуренцию на словах, Запад на самом деле не очень-то любит конкурентов. Особенно это касается американских "акул" бизнеса и политики. Так, например, когда Россия решила продать госпакет акций "ЛУКОЙЛа" на Нью-Йоркской бирже, влиятельный американский сенатор, председатель комиссии по иностранным делам Джесси Хелмс, обратился в комиссию по ценным бумагам и биржам США со специальным письмом, в котором предложил отказать российской компании.

Еще один пример. Американская корпорация "Юнайтед Технолоджи Корпорейшн" в последние годы стала одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, купив крупные пакеты акций ряда предприятий авиакосмической отрасли - в том числе Пермского моторного завода. Причем в Пермь эта корпорация пришла с обещанием доработки весьма перспективного авиадвигателя ПС-90, чтобы наладить его продажу на мировом рынке. Были определены объемы инвестиций - 125 млн. долл. Однако время идет, а реализация проекта даже не началась. Вместо этого на Пермском заводе налаживается дешевое производство комплектующих для двигателей компании "Прэт энд витни", входящей в американскую корпорацию. И теперь пермяки все увереннее говорят о том, что "американцы пришли к нам лишь для того, чтобы сдержать развитие конкурента".

Проблема взаимоотношений российского и мирового бизнеса становится особенно актуальной ввиду нынешней активизации переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). На днях это стало поводом для серьезного разговора на Совете по предпринимательству при правительстве РФ. Главные экономические опасения, разумеется, были связаны с проблемой конкурентоспособности российских предприятий после присоединения к ВТО и, как следствие, открытия внутреннего рынка страны. Глава ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе, например, считает, что наши предприятия в некоторых секторах экономики могут не выдержать конкуренции. Опасения действительно небезосновательные. В связи с этим гендиректор "Русского алюминия" Олег Дерипаска и глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин предложили правительству сформулировать "промышленную стратегию" на ближайшие 10 лет, определив в ней, какие отрасли российской экономики уже готовы к конкуренции на мировом рынке, а какие нуждаются в протекционистских мерах. Премьер Михаил Касьянов, в свою очередь, попросил бизнес-сообщество представить в правительство более конкретные предложения на сей счет для их детального обсуждения. Работа над этим уже началась, и теперь очень важно не "заболтать" саму проблему, ведь без серьезной государственной поддержки даже конкурентоспособные направления отечественного бизнеса могут столкнуться с непреодолимыми преградами.

Между тем в мировой практике такого рода государственный протекционизм получил самое широкое развитие. Например, в США - стране, которая отличается наиболее болезненным отношением к проблеме монополизма,- была чуть ли не на ура воспринята идея объединения алюминиевых компаний "Алкоа" и "Рейнолдс", после чего новая компания будет производить практически весь первичный алюминий США и 22% мирового объема. И, напротив, с большим предубеждением американцы встретили новость о создании в России группы "Сибирский алюминий", хотя она контролирует лишь 75% производства первичного алюминия в России и не более 10% в мире. Разумеется, западных бизнесменов весьма обеспокоила новость, что недавно состоялась передача в управление "Русского алюминия" сроком на 25 лет гвинейской государственной компании "Общество бокситов Киндии". Наш бизнес получил право восстанавливать, эксплуатировать и расширять бокситовые месторождения Гвинеи и участвовать в ряде производств в этой африканской республике.

Беспокойство в первую очередь вызвано тем, что в перспективе российская компания, уже приобретающая признаки транснациональной корпорации, сможет заняться и освоением своих отечественных месторождений, разработка которых сегодня заморожена из-за отсутствия очень крупных инвестиций. Самым перспективным считается Средне-Тиманское месторождение, запасы которого оцениваются в 280 млн. тонн. При нынешних объемах производства алюминия в России (3 млн. тонн в год) этого хватит на тридцать лет. Однако его освоение требует капиталовложений объемом не менее 2 млрд. долл. Естественно, ни у государства, ни у каких-то частных российских компаний таких денег пока нет. Но они появятся, если развитие "Русского алюминия" пойдет достаточно быстрыми темпами.

В свою очередь, это повлечет за собой бурное развитие других отраслей экономики, ведь алюминий является базовой отраслью и для авиационной, и для автомобильной, и для пищевой промышленности. Так, российские бизнесмены, освоив выпуск упаковки на основе фольги, вышли недавно на уровень 12% европейского рынка. И немедленно получили антидемпинговую процедуру, потому что конкуренты, давно занимающиеся упаковкой пищевых товаров, посчитали, что уже через два года Россия может получить 40% этого рынка, потеснив западные компании.

Да, условия конкуренции сегодня очень жесткие. Только сильные компании могут пробиться на внешний рынок и удержаться в нем. Российский бизнес уже достаточно силен и опытен для того, чтобы не отдать западным конкурентам рынок СНГ и побороться за рынок сырья, который в свое время был разработан Советским Союзом и остался в Африке, на Ямайке, в Гвинее, в Австралии. Но без целенаправленной государственной поддержки сегодня не обойтись, потому что борьба за место под солнцем становится все более враждебной по отношению к России. Уже дошло до того, что на днях крупнейшие лоббистские организации США - Американская торговая палата и Американо-российский деловой совет - направили в администрацию Джорджа Буша специальное послание, в котором призвали нового президента США "не применять в экономическом сотрудничестве России и США инструменты внешней политики". Уж если даже американцы начали испытывать опасения по этому поводу, то нашему правительству сам бог велел позаботиться об отечественном бизнесе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1605
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1802
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1914
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4285

Другие новости