0
3812
Газета Политика Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

Конфессии
и СМИ

Александр Щипков

Об авторе: Александр Владимирович Щипков - председатель "Гильдии религиозной журналистики", кандидат философских наук.

Тэги: сми, религия, конфессия


ПРИСУТСТВИЕ религиозной тематики на страницах общедоступных средств массовой информации и то влияние, которое она оказывает на потребителя информации, все чаще становятся предметом обсуждения различных конференций и круглых столов. В январе 2001 года эту тему обсуждали на факультете журналистики МГУ, в апреле 2000 года Институт религии и права в Суздале в течение нескольких дней изучал правовые аспекты, связанные с публикациями на религиозные темы. В феврале 2000 года общество "Радонеж" провело в Москве "Конгресс православной прессы", в ответ на это в декабре 2000 года протестантские церкви провели в Петербурге "Конференцию христианских печатных СМИ".

Каким образом сегодня взаимодействуют религиозные организации и средства массовой информации? Если мы поймем это, то сможем нащупать ту парадигму, то основание, ту идею, которые бы помогли отстроить отношения религии и СМИ на ближайшие 5-10 лет, в течение которых будут окончательно сформулированы новые принципы государственно-конфессиональных отношений. Полезно посмотреть на СМИ как на инструмент, транслирующий идеи общества и государства в церковь и в мечеть и, наоборот, идеи духовных сообществ - в секулярный мир.

Верующие люди объединяются в благотворительные и образовательные организации, коммерческие предприятия, политические партии. Конфессиональная политика является частью внутренней политики, и религиозная мотивация населения в общественных и политических поступках заставляет рассматривать религию в качестве существенного политического фактора. Отечественная журналистика интуитивно это чувствует и уделяет религии достаточно места. Трудно найти СМИ, которое бы не бралось за религиозную тематику. Однако дилетантство, а то и откровенный непрофессионализм приводят в лучшем случае к комичным результатам, в худшем - к трагичным, провоцируя межрелигиозные конфликты.

Проблема состоит в том, что редакторы газет, радио и ТВ, с одной стороны, мало знакомы со спецификой общественно-религиозной жизни, с другой - не информированы о государственных задачах в области религиозной политики. В результате страх перед религиозной тематикой приводит к тому, что редакции либо вовсе отказываются от нее, либо оставляют только лубочные рассказы о народных традициях.

Методический совет по религиозной тематике в СМИ при Министерстве по делам печати прошедшей осенью провел исследование, в результате которого выяснилось, что ежемесячно в Российской Федерации в светских газетах публикуется около одной тысячи статей на религиозную тему. Эти статьи, с одной стороны, отражают общественные настроения в религиозной сфере (например, страх перед сектами, ИНН или ваххабитами), а с другой стороны, формируют саму конфессиональную политику, воздействуя на властные структуры регионального и федерального уровней.

Отношение коллег журналистов к религиозной публицистике негативно. Они не признают ее как самостоятельный жанр. Религиозной публицистики как бы нет, но она реально существует и в течение 10 лет стихийно развивается. Это стихийное развитие имеет свою внутреннюю логику и движется по двум направлениям:

а) завершается окончательное размежевание конфессиональной прессы и светской религиозной журналистики;

б) начинается процесс объединения СМИ по конфессиональному признаку, то есть формирование будущих религиозных медиаимперий.

Самым крупным держателем клерикальных изданий является РПЦ МП. Каждая епархия имеет несколько газет, журналов, выходы на местное радио и телевидение. Медийные структуры РПЦ включают в себя информационное агентство "ИА РПЦ", сайты в Интернете.

Помимо собственно церковных СМИ все большее влияние на общественно-политическую ситуацию оказывают околоцерковные организации, существующие под покровительством Церкви или отдельных иерархов. Так, православное общество "Радонеж" представляет собой яркий пример медийной микроимперии. "Радонеж" владеет радиостанцией, газетой, сайтом. Пытается при поддержке некоторых функционеров Союза журналистов России создать Союз православных журналистов. Осуществляет попытки внедриться в информационное поле Украины и Белоруссии, то есть оказывать влияние не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику.

Католическая Церковь в России прямо или косвенно владеет несколькими газетами, сетевыми ресурсами, радиоканалами в Москве и Петербурге (ХЦОК и Радио "Мария").

Протестантские церкви имеют в России несколько радиостанций, десятки сайтов, периодически им удается покупать длительное эфирное время на региональных телеканалах. В прошлом году ряд протестантских церквей Петербурга инициировал создание религиозного медиаконцерна "Ассоциация христианской прессы", в который уже вошло 20 изданий общим тиражом 180 000 экземпляров. Ассоциация создала фонд финансовой поддержки для организации постоянно действующих семинаров и курсов журналистского мастерства, верстки и дизайна. Создатели ассоциации ставят своей целью выйти на уровень, позволяющий конкурировать со светской прессой.

Насколько мне известно, в мире российского ислама также формируются медийные структуры с привлечением для работы в них исламской интеллигенции.

Единственным эффективным новостийным проектом можно назвать информационное агентство "Благовест-Инфо". "Благовест-Инфо" на протяжении нескольких лет является единственным профессиональным агентством религиозных новостей в РФ, предлагающим продукцию высокого качества.

Прогнозировать ситуацию в мире будущих религиозных медиаимперий сложно: идет процесс формирования идей и накопления средств. Ясно одно - что они возникнут и окрепнут в ближайшее десятилетие. Наша задача - обозначить начало движения. Показать, что мы понимаем процессы, происходящие в мире религиозной информации. Понимаем, что зреет, а что уже случилось. В частности, произошло четкое разделение конфессиональных СМИ и светской религиозной журналистики. Сегодня мы имеем два новых, самостоятельных направления: конфессиональная журналистика и светская религиозная публицистика.

Процесс разделения был труден. Если конфессиональная пресса с самого начала ясно представляла свои цели, то светская пресса пыталась в 90-е годы ушедшего века играть роль церковной и искренне помогала религии выходить на массовую аудиторию. Ошибочность этого шага стала очевидной после того, как светские журналисты, не имевшие базовых понятий о существе религиозных концепций, начали либо активно пропагандировать парарелигиозные явления, либо, наоборот, - прямо подменять собой церковную прессу.

Грани между церковной журналистикой и светской были размыты: зачастую там и там работали одни и те же люди. Многие до сих пор ошибочно полагают, что мир религиозной журналистики един, а уже внутри него журналисты делятся по политическим параметрам: на правых и левых, монархистов и антимонархистов, противников ИНН и сторонников, врагов ваххабитов и их адептов, верующих и атеистов.

В действительности деление конфессиональной и светской журналистики имеет более глубокие корни, чем просто политические пристрастия или даже собственно отношение журналиста к вере. Ни для кого не является секретом то, что в церковных изданиях зачастую работают неверующие люди, поддерживающие ту или иную церковь исключительно из идеологических побуждений.

Разнятся не люди, а принципы, на которых строят работу журналисты религиозных и светских СМИ.

Светская религиозная журналистика в первую очередь занимается описанием религиозного процесса. Конфессиональная журналистика в первую очередь занимается проповедью. Это то главное и принципиальное, что отличает светскую публицистику от конфессиональной. Публицистика - это выражение собственного мнения. Проповедь - это добровольное выражение мнения общины. Разные внутренние импульсы. Одинаково важные и необходимые. Религиозная публицистика не зависит от религиозных организаций и имеет возможность критического свободного суждения. Конфессиональная журналистика сознательно несет нелегкое бремя проповеди в современном мире, добровольно накладывая на себя определенные цензурные ограничения (жанровые, стилистические, тематические).

Конфессиональная и светская религиозная публицистика - два новых равноправных жанра в современной русской журналистике. Только поняв это, мы можем предпринимать конкретные шаги по преодолению конфронтации между ними и завоеванию своего особого места в российских СМИ.

Реструктуризация средств массовой информации, занимающихся религиозной тематикой, назрела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
457
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
460
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
242

Другие новости