МИРОВОЙ войны не будет, по крайней мере в том виде, которого опасается большинство - с массированными воздушными бомбардировками городов, с военнопленными и интернированным гражданским населением, с резким спадом производства масла и с ростом производства пушек. Об этом уже лет 10 говорят всевозможные специалисты. У войны XXI века, в случае возникновения, будет другой механизм и, соответственно, другой характер течения.
Но, кроме того, есть серьезные основания полагать, что войны не будет и в силу ряда принципиальных обстоятельств, как текущего, так и более глубокого системного характера.
Аргумент первый. Как уже заметили многие обозреватели, спираль войны с террористами раскручивается американцами довольно медленно. К примеру, "миротворческая операция" США и НАТО в Югославии началась приблизительно через неделю после ультиматума этой стране - 23 марта 1999 года. А между ультиматумом и бомбардировкам Афганистана прошло около 4-х недель. Если эта затяжка и не ставила целью предотвратить мировой конфликт в самом зачатке, она многозначительна. Даже всемогущим американцам сегодня не просто начать войну даже в богом забытом Афганистане.
Взорвать же мир в целом еще труднее. Ретроспективный анализ истории показывает, что усилия по развязыванию войны требуются тем большие, чем больше вовлекается в нее мир. С этой точки зрения понятно, почему преимущественно европейская Первая мировая война развернулась приблизительно за 10 недель, если считать от момента убийства Франца-Фердинанда до битвы на Марне. В то же время разворачивание Второй мировой, охватившей военными действиями гораздо большие территории земного шара, потребовало уже почти 2,5 года - с августа 1939 года (нападение Германии на Польшу) по декабрь 1941 года (нападение Японии на Перл-Харбор). Для глобальной же войны, а никакой другой в современном глобальном мире и быть не может, понадобится, по этой логике, не менее десятилетия.
Другой аргумент, тоже связанный со временем, заключается в том, что, начавшись не вовремя, война может уже и не разгореться до апокалипсических масштабов. Связано это с особенностями ведения современных военных действий в век спутников и интернета.
Какие дни выбирают для начала войны? К примеру, США начали военные действия в Югославии 23 марта 1999 года, Россия начала военные действия в Чечне 23 сентября 1999. Это дни равноденствия. Вспомним, что 22 июня 1941 года началась война фашистской Германии против СССР. Логика подсказывает, что глобальный военный конфликт в 2001 году должен был начаться строго в день осеннего равноденствия - в воскресенье, 23 сентября.
Задержка этой акции США ровно на две недели в условиях, когда даже гражданские спутники запускаются строго в соответствии с небесной механикой, а военно-политические ситуации просчитываются компьютерами заранее вдоль и поперек, может многое значить. В том числе и то, что глобального военного катаклизма наподобие Второй мировой может уже и не случиться!
Крупная война сегодня невозможна по более веским причинам, связанным с непреодолимой внутренней логикой любых событий, будь то война или мир. Экономическая, экологическая, а вслед за этим и политическая системы мира радикально изменились за последние десятилетия - из отдельных, часто абсолютно независимых друг от друга государств, которые могли бы конфликтовать между собой или уничтожать собственную природу так, что окружающие этого и не заметят, мир превратился во взаимосвязанную систему. Мир, а значит, и его обратная сторона - война, стали по своей природе глобальным или, по-другому, всеобщим явлением. Одно из произошедшего - развязывание кем угодно и где угодно сколько-нибудь крупной, то есть самопроизвольно не затухающей, войны означает, по сути, объявление войны самому себе.
Глобальной войны не может быть, поскольку сегодня она превращается в глобальное самоубийство. Дело в принципиальном различии внутренних логик, механизмов, а значит, сценариев и итогов протекания двух разных явлений - войны и апокалипсиса.
Война, как говорил Клаузевиц, это продолжение политики. А самоуничтожение - это хаотический природный процесс. Он по внутренней логике еще более безумен, чем война. Значит, в нем будет больше непредсказуемого, а порой и противоположного задуманному, по крайней мере для инициаторов,
По нашим оценкам, неоднократно публиковавшимся в "НГ" (см., например, "Глобальный кризис. Российский сценарий" "НГ" от 13.01.99), начавшийся с финансовых катастроф в 1997 году в Азии глобальный кризис естественным образом продолжился сегодня террористическими актами невероятного масштаба и будет развиваться дальше волнами военно-политических, техногенных и природных катаклизмов, по крайней мере до 2020 года. Затронет он все страны, активно вовлеченные в мировые экономические отношения на всех континентах. Абсолютный прирост человечества за эти годы сократится на миллиарды, а его численность постепенно стабилизируется приблизительно на сегодняшней отметке.
У России, не вышедшей еще из национального катаклизма исторического масштаба, именно по этой причине есть шанс оказаться наименее затронутой глобальной драмой. Объяснение банально - отсутствие после столь длительного кризиса вообще каких-либо сил для борьбы.
Самым удивительным и, безусловно, не планируемым инициаторами итогом глобального кризиса станет ячеистое социально-политическое устройство мира в третьем тысячелетии ("Не многополюсный, а ячеистый", см. "НГ" от 13.05.01). У этого будущего мироустройства есть как теоретическое основание, связанное с внутренней логикой неограниченного развития любых природных систем, так и практические прототипы. После предыдущей, например, великой драмы человечества - Второй мировой войны - на ее руинах начал формироваться Европейский союз - система политически равновеликих образований от Испании до Турции и от Италии до Германии. Нечто подобное возникнет и на всем земном шаре - система приблизительно равных по своим потенциалам социально-политических систем, начиная от Китая и Индии и заканчивая Северной и Южной Америками. По логике, внутри больших геополитических ячеек возникнут соты меньшего, но тоже приблизительно одинакового масштаба, наподобие штатов США или европейских государств современности и т.д. Больше всего, естественно, крупных ячеек образуется на Евразийском континенте, среди которых вполне вероятны "Евророссия" и "Североазиатская Россия".
Теоретические оценки говорят, что на подобное апокалипсическое поначалу переустройство мира понадобится человечеству около полувека. Таким образом, завершится крупнейший цикл политического развития человечества - от самодеятельных государств к двухполюсному миру и через короткую фазу американского всесилия к стабильной ячеистой системе.