0
972
Газета Политика Интернет-версия

15.12.2001 00:00:00

Правый треугольник

Денис Драгунский

Об авторе: Денис Викторович Драгунский - обозреватель журнала "Новое время".

Тэги: спс, партия, президент


Разбираясь в загогулинах российской политики, непременно натыкаешься на треугольник, составленный из непохожих вершин, но очень прочный, как и положено этой жесткой фигуре. Президент, проводящий праволиберальную линию в экономике и внутренней политике и курс на интеграцию с развитыми цивилизованными странами в политике внешней. "Союз правых сил" - относительно небольшая партия, руководимая теми, кто реально разгромил коммунизм и разработал либеральный экономический и политический курс. Наконец, так называемая партия власти - то есть чиновники, облекающие в парламентские формы свою любовь к данному конкретному президенту.

От того, как сложатся взаимоотношения в этом треугольнике, зависят не только результаты неблизких выборов 2003 и 2004 гг., но и судьба страны на более далекую перспективу.

Начнем с выборов двухлетней давности. Многие считают, что СПС въехал в Думу на хвосте путинского рейтинга. Вот предвыборный клип - Кириенко вручает Путину программу экономических реформ. Девиз: "Кириенко - в Думу, Путина - в президенты!" Казалось бы, ловкий рекламный ход, прыжок в последний вагон уходящего поезда.

Однако все обстоит куда интереснее. С приходом нового президента поезд отнюдь не уехал от либеральных реформаторов, на что так надеялись борцы с "ельцинско-гайдаровским режимом". Напротив, реформы продолжались и продолжаются - как раз те самые, которые были начаты в 1992 г. нынешними лидерами СПС, и прежде всего Гайдаром и его командой.

Предвыборный союз СПС и Путина - предмет порицания левых либералов - оказался закономерным. Речь идет именно о союзе, а не о благодеянии Кремля. Через три месяца после выборов в Думу состоялись президентские выборы. У Путина был очень высокий рейтинг - но он не превратился в разгром соперников, в чистую победу, одержанную до полудня. Вспомним - только к концу дня выборов процент голосовавших за нынешнего президента с трудом перевалил за пятьдесят. История, разумеется, не знает сослагательного наклонения. Но история выборов знает много драматичных неожиданностей. Так что 6-8% сторонников СПС, которые голосовали за Путина, были очень даже кстати.

Более того - они стали решающими. Чистый электорат Путина представлял собой политически бесформенную массу, которая в принципе готова была проголосовать за любую "сильную руку". Но эта масса не дотягивала до 50% избирателей и могла рассыпаться так же быстро, как склеилась. Сторонники СПС своим участием в выборах на стороне Путина превратили смутные надежды народа в программу продолжения реформ. Народ помаленьку начинает осознавать, на каком он свете. Что надо работать, надеясь лично на себя.

Итак, страна уже два года движется по правому пути. Преодолен разброд 1996-1999 гг., когда под сомнением оказались все достижения реформ - от частной собственности до международных ориентиров страны. Когда правительству ставилось в заслугу его ничегонеделание, а безответственный "разворот самолета над Атлантикой" считался высшим градусом патриотизма. Сейчас под патриотизмом подразумевается нечто иное, более отвечающее национальным интересам России. Если, конечно, под этими интересами понимать не евразийский бред элиты, а благосостояние российских граждан. Трудно переоценить заслугу правых либералов в оптимизации политического курса страны.

Но вот вопрос - не останется ли СПС "партией тайных советников"? Станет ли она более массовой, а в перспективе - партией власти, заменив собой Всероссийское Отечественное Единство?

Само по себе выражение "партия власти" - это очередная политическая странность. В парламентских республиках партия, победившая на выборах, называется просто и ясно - правящая партия. И в президентских республиках партия выносит своего лидера на вершину власти. Собственно, на это и нацелена деятельность СПС. А вот партия власти - это нечто в принципе иное. Мешок с голосами, находящийся в распоряжении власти. Группа приближенных или желающих ими стать. Мы живем - кстати, благодаря российским правым - в свободной стране. Никто не может запретить чиновникам обожать вышестоящее начальство. Нельзя также заставлять их мыслить самостоятельно. Это не просто нелиберально - это иногда вредно. Чиновники умеют и должны исполнять указания. Круг замыкается. Нужна сильная праволиберальная партия, определяющая настрой чиновничества через государственные программы реформ. Тогда российский партийно-властный треугольник сохранит свою правую ориентацию.

Здесь возникает еще одна проблема. Появление "самого большого мешка с голосами" подрывает принципы парламентаризма. Российского, разумеется. Ссылки на западные двухпартийные демократии сегодня неуместны. Госдуму нельзя превращать в Верховный Совет СССР, который проштамповывал любые распоряжения власти. Гарантией от такого развития событий должен стать рост числа сторонников СПС. Праволиберальная идеология на деле давно уже овладела массами. Остается конвертировать ее в поддержку на выборах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1448
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3743
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2103
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2376

Другие новости