0
1171
Газета Политика Интернет-версия

08.04.2002 00:00:00

Два мира, но одна система

Сергей Роганов

Об авторе: Сергей Валерьевич Роганов - эксперт информационно-аналитического агентства "Эмиссар".

Тэги: сша, россия, политика


События 11 сентября прошлого года в Америке вызвали сострадание к погибшим людям. Это правда. Правда и то, что террористические акты в Нью-Йорке практически во всем мире вольно или невольно открыли путь затаенному негодованию против США. В России антиамериканские настроения имеют особое звучание. Восхищение заокеанскими ценностями, столь привычное для середины 80-х годов, теперь превратилось в беспощадную критику "иной" системы, все больше напоминая атмосферу холодной войны.

Прислушаемся к антиамериканским высказываниям. В них зачастую звучит нечто забытое. Они поразительно напоминают обвинения, которые не так давно были направлены в адрес советского авторитарного режима. В том, что критикуется и осуждается, обнаруживаются знакомые советские черты, та самая советская действительность, которая как будто осталась позади. Чем больше слушаешь те или иные выпады против США, тем чаще ловишь себя на мысли, что Америка прочно заняла место КПСС. Антиамериканское в России все больше обретает черты прежнего антикоммунистического запала советского общества.

Спасение мира - задача знакомая как советской культуре, так и американской. Немало усилий было потрачено на то, чтобы определить собственное господствующее место на планете, свою особую задачу и роль для человечества. Даже перестройка начиналась спасением мира от угрозы советского коммунизма и тоталитаризма. Воздушный круг почета российского президента над статуей Свободы стал символом рождения новой свободной России. Теперь мы осуждаем американское спасение мира от угрозы терроризма, высокомерное вмешательство в дела других стран. "Американский образ жизни" в целом мало чем отличается по форме пропаганды от "советского образа жизни". То, что приходится слышать в России по поводу рядового американца, его быта, привязанностей, привычек, напоминает образ советского гражданина - однообразие, безликость, стадность. Мы открыли, что идеологическая машина американцев работает не хуже, чем идеологический отдел ЦК КПСС, а американские студенты с "комсомольским" блеском в глазах верят в несокрушимость великой Америки - разумеется, с тайными сомнениями поколения 70-х. Так же как советская интеллигенция в то время "презирала" идеологическую роль партии в области культуры, мы презираем культурную жизнь американцев, "их" кино и шоу-бизнес, осуждаем комиксы и внимательно следим за признаками упадка морали за океаном. Как еще недавно в партийных отчетах мы искусно вскрывали "истину", теперь в каждой строке новостей из США стараемся угадать скрытый подтекст.

Обвинение Америки во всех недавних советских грехах заставляет нас по-иному осмыслить как суть антиамериканизма, так и свою настоящую историю. Российскому обществу придется осознать, что коммунистическая идеология, однопартийная система, национальная собственность на средства производства ответственны за российский тоталитаризм в той же мере, в какой американские образ жизни, свобода, демократия ответственны за американский тоталитаризм. Внутреннее родство двух полярных систем возвращает нас к событиям начала ХХ века. Совсем недавно мы отождествляли фашизм и коммунизм. Но теперь та же самая аналогия возникает при анализе различий советской и американской систем общественного устройства. Даже истоки ХХ века - "смерть бога" в Европе, "человекобог" в России и "страна бога" за океаном - процессы идентичные. Авторитаризм стал господствующим способом решения внутренних и внешних противоречий индустриального общества во второй половине прошлого века.

Но теперь мы не можем отказаться от того, что российская реальность представляет собственный выбор. Для нас становится понятным, что замена однопартийной системы на многопартийную, "введение" частной собственности и рыночных отношений не изменяет сущности людей и способов их действий. Чем ближе мы к американской модели при решении любых вопросов нашего настоящего, тем больше проявляется наше внутреннее советское лицо. Чем радикальней мы отказываемся от коммунистического образа мыслей и действий, тем больше требуется и возрождается наша "прежняя" советская суть, наш советский образ жизни, который мы пытались сокрушить.

Подобные процессы в российском обществе чреваты катастрофами, так же как антитеррористические зачистки на Ближнем Востоке - знак грядущих катастроф американского общества. Крах коммунистического режима не спас мир от насилия и войн. Так и действительные процессы деградации в США не дадут миру стабильности и покоя. Не сложно предположить, что в ближайшем будущем российское и американское общества столкнутся с одними и теми же проблемами и способы их решения будут похожими. Являясь крайним воплощением определенной эпохи мировой истории, скрытый или явный авторитаризм наших систем постоянно будет камнем преткновения в наших отношениях. Новейшая история началась с противостояния двух социально-экономических антиподов, она не сможет завершиться, минуя решение противоречий двух антимиров, скрытых в любой общественной системе постиндустриального мира Азии, Европы или Америки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1681
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1784
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4102

Другие новости