В минувшем апреле, выступая в программе Владимира Познера на ОРТ, посвященной малому бизнесу, Анатолий Чубайс усмотрел много общего между малым предпринимательством и местным самоуправлением. Общее и впрямь есть: во-первых, и с тем, и с другим у нас плохо, а во-вторых, и то, и другое полностью опирается на активность граждан. Честно говоря, на этом сходство заканчивается. Малое предпринимательство держится на частной инициативе, преследующей в качестве цели получение прибыли. Местное самоуправление, в свою очередь, стоит на общественной активности граждан, нацеленной на создание или обеспечение приемлемых условий по месту жительства.
Внимание государства, и прежде всего президента России, к проблемам малого бизнеса дорогого стоит. Прежде никаких серьезных мер, направленных на становление данного сектора экономики, не предпринималось. Даже в те годы, когда за реформы в российском правительстве отвечал Чубайс. У нас сотни тысяч малых предприятий, но все они работают в сфере торговли, услуг. Практически отсутствуют малые предприятия в сфере производства. Условия для их возникновения весьма неблагоприятные: кредиты предоставляются под такие проценты, что их нереально вернуть, занимаясь производством. Тяжелыми путами на предпринимателей давит диктат чиновников, мешают работать криминальные структуры. Действующее налогообложение по-прежнему не учитывает специфики малого предпринимательства.
Намечаемое снижение налогового гнета на малые предприятия - мера необходимая. Только вряд ли она обеспечит бурный рост малого бизнеса, поскольку большой проблемой остается диктат чиновников. И в этой связи заслуживает внимания предложение увязать малый бизнес и местное самоуправление. В России нет четкого механизма формирования местных бюджетов. Если принять предложение Чубайса, необходимо ввести новое законодательство, согласно которому все налоги с малых предприятий будут перечисляться в бюджет местного самоуправления. Наполнит ли малое предпринимательство местную казну в ближайшие годы, трудно сказать. Насколько быстро будет развиваться данный сектор экономики, зависит и от покупательной способности населения, а она весьма низка - и от отсутствия традиции опоры крупных предприятий на самостоятельные малые предприятия, как это имеет место в экономически развитых государствах. Вопрос и в том, достаточно ли в современной России людей, имеющих предпринимательские задатки. К сожалению, предприимчивых, активных граждан удручающе мало. В любом случае, введение положения, согласно которому все налоги с малых предприятий будут перечисляться в бюджет местного самоуправления, заставит местные власти опекать, поддерживать малых предпринимателей, сдувать с них пылинки. Наверно, так удастся резко ослабить диктат чиновников.
Разумеется, многое зависит от того, сколь последовательно будет действовать правительство. "Мы удивляемся, что у нас нет предприимчивых людей, но кто же решится на какое-нибудь предприятие, когда не видит ни в чем прочного ручательства, когда знает, что не сегодня, так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят и пустят по миру. Можно принять меры противу голода, наводнения, противу огня, моровой язвы, противу всяких бичей земных и небесных, но противу благодетельных распоряжений правительства - решительно нельзя принять никаких мер". Эти слова принадлежат Николаю Семеновичу Мордвинову, графу, члену Государственного совета, которого называли русским Вашингтоном. Ничего в России не меняется.
Что касается местного самоуправления, то оно способно обеспечить решение всех проблем граждан по месту жительства. Однако и местное самоуправление, и более приближенное к жителям территориальное общественное самоуправление требуют не только соответствующего законодательства, в первую очередь предусматривающего четкий механизм формирования местного бюджета. Органы власти действуют, опираясь на активность граждан, осознающих важность и необходимость определенных усилий в данной сфере. Это интерес к данной тематике, участие в выборах в органы местного и территориального общественного самоуправления, участие в местных референдумах (ни один крупный проект не начинается без проведения местного референдума), это работа известных на местном уровне людей в представительных органах местной власти, в общественных советах и так далее. Все это требует соответствующей правовой и политической культуры, серьезных традиций, складывающихся не за один год.
В России подобных традиций нет и не может быть. Тот положительный опыт, который дало земство, уничтоженное в 1917-м, давно забылся. Привычка населения во всем полагаться на чиновника воспитана всем длительным опытом жизни в тоталитарном обществе. Вот почему даже более совершенное законодательство по местному самоуправлению не обеспечит само по себе эффективной защиты наших интересов по месту жительства. Отрадно, что президент в своем Послании упомянул местное самоуправление, сказал о необходимости более четкого разграничения полномочий государственной власти и местного самоуправления, о недостаточности доходной базы местных бюджетов, об ответственности местных властей за работу ЖКХ. Но помимо решения на законодательном уровне этих проблем остается насущным проведение широкой просветительской деятельности, направленной на изменение менталитета в российском обществе.