0
756
Газета Политика Интернет-версия

28.05.2002 00:00:00

Консенсус достигнут?

Тэги: бюджет, дума


На прошлой неделе на пленарном заседании Думы был зафиксирован промежуточный результат в борьбе между регионами и федеральным Центром за бюджет-2003. Пока полный успех не сопутствовал ни той, ни другой стороне, и ожесточенная борьба будет продолжаться.

210 млрд. руб. выпадающих доходов принесет отмена налога на пользователей автодорог с 2003 года. Вместо этого правительство предложило ввести транспортный налог, а также повысить акцизы на бензин, табак и пиво. Повышение акцизов на бензин никоим образом не скажется на доходах регионов - деньги пойдут в федеральную кассу. 25 млрд. руб. финансовой помощи, обещанной Центром, депутатов, представляющих регионы, не устроили. На прошлой неделе Координационный совет центристской "четверки" проголосовал вопреки озвученной президентом позиции за сохранение налога с оборота. Компромисс был найден на встрече лидеров думских фракций с Владимиром Путиным, где депутатам растолковали полную неразумность сохранения этого налога, а также заверили в том, что все региональные потери будут компенсированы.

В итоге Дума поддержала в первом чтении документ, согласно которому федеральный Центр передает регионам часть сборов от налога на прибыль. Доля налога, поступающая в бюджеты субъектов Федерации, увеличивается с 14,5 до 18,5%. Регионам отдается 15% налога на землю и арендной платы за нее, что составит 9 млрд. руб. Размер целевой помощи на строительство дорог повышается до 36 млрд. руб. Акцизы на бензин должны быть проиндексированы на 45%.

Достигнутое с правительством соглашение не совсем удовлетворило депутатов, которые намерены отстоять свои позиции на этапе второго чтения. Во-первых, передача части налога на прибыль в региональные кассы - мера для субъектов Федерации неоднозначная. Имеющиеся уже сейчас проблемы со поступлением средств до конца не позволяют уверенно прогнозировать сборы по этому налогу. А вдруг итоги окажутся провальными? Во-вторых, регионалы по-прежнему не теряют надежды разрешить ситуацию с акцизом на бензин в свою пользу. Для этого взимание акцизов необходимо перевести с нефтеперерабатывающих заводов на бензоколонки. Сложно сказать, пойдет ли на это федеральный Центр, указывающий на трудности контроля за огромным количеством бензоколонок. Контролировать несколько НПЗ, безусловно, легче, но уже сейчас сборы не соответствуют установленным планам, а владельцы НПЗ не брезгуют практикой, когда с заводов вывозится бензин, октановое число (от него зависит размер сбора) которого повышается по пути его движения к бензоколонке.

Третий аспект будущей борьбы думцев с правительством в рамках урегулирования ситуации с отменой налога на пользователей автодорог - чисто политический. В год парламентских выборов депутаты не слишком настроены голосовать за повышение цены на пиво. И уж совсем не хотят ставить новый транспортный налог в зависимость от мощности двигателя, как это предусмотрено правительственным законопроектом. Значительное число автолюбителей, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, колесят на подержанных иномарках, имеющих довольно мощные моторы. Так что перспектива платить налог такой же, как и владельцы роскошных "Мерседесов", им совершенно не хочется. Депутаты, разумеется, не готовы поставить в предвыборный год интересы своих избирателей ниже интересов федерального бюджета.

И, наконец, последний предмет спора между законодательной и исполнительной властью. Акцизы на табачные изделия правительство, согласно законопроекту, будет повышать по комбинированной ставке. Это означает, что помимо суммы, исчисляемой на основе количества сигарет, будет прибавляться процент (но не более пяти) их стоимости (адвалорная составляющая). Против этого возражают представители налогового подкомитета Думы, предлагая значительно повысить существующий акциз. При этом главный аргумент представителей нижней палаты - при введении комбинированной ставки фактически возникает двойное налогообложение. Ведь сбор со стоимости фактически дублирует НДС и налог на прибыль. Впрочем, помимо чисто юридических нюансов в споре о табачном акцизе есть еще и корпоративная подоплека. Победа, одержанная депутатами, станет и победой производителей дорогих сигарет, если победит правительство - в выигрыше окажутся компании, выпускающие дешевую продукцию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1645
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1564
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1323
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1507

Другие новости