Очередная встреча РФ-ЕС на высшем уровне - девятая по счету - пройдет сегодня в российской столице. В ней примут участие президент Владимир Путин, председатель Европейского совета Хосе-Мариа Аснар, высокий представитель по вопросам внешней политики и безопасности ЕС Хавьер Солана, председатель Комиссии ЕС Романо Проди.
Главная задача московского саммита - мониторинг того, что сделано за время, прошедшее с момента последнего саммита (Брюссель, 3 октября 2001 года), как выполняются сторонами принятые на нем договоренности, а также придание диалогу Россия-Евросоюз нового импульса конкретного и прагматичного развития. Повестка дня встречи в Кремле включает как актуальные вопросы двусторонних отношений - торгово-экономическое сотрудничество, расширение Евросоюза и его последствия для РФ, так и международные проблемы - стратегическая безопасность, управление кризисами, борьба с международным терроризмом, нераспространение и разоружение, ситуация на Балканах, в Афганистане, на Ближнем Востоке, укрепление ООН, ОБСЕ и т.д. По итогам дискуссии будут приняты заявление саммита, совместная декларация по Ближнему Востоку, по развитию диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе, доклады по развитию энергодиалога, по разработке концепции формирования общего европейского экономического пространства.
Россия и ЕС достигли к московскому саммиту заметных результатов, которые говорят о динамизме их партнерства. В политической сфере - установление новых организационных форматов: "20+1" (председатель правительства РФ плюс КЕС в полном составе); "30+2" (министры внутренних дел и юстиции РФ и стран - членов ЕС); "1+1" (министр обороны РФ плюс председатель военного комитета ЕС); "3+1" ("тройка" послов ЕС в комитете по политике и обороне плюс постоянный представитель РФ при европейских сообществах); решение ЕС о прикомандировании российского контактного лица к военному штабу ЕС; интенсивные политические консультации, в том числе и в рамках антитеррористической коалиции, в ООН, ОБСЕ, "восьмерке", в других международных институтах, которые содействовали принятию, например, резолюций СБ и ГА ООН по афганскому и ближневосточному урегулированию; совместные действия в "квартете" посредников (РФ, ЕС, США, ООН) на Ближнем Востоке; участие России в донорских конференциях по Балканам, которые проводились под эгидой ЕС, принятие программ химразоружения на территории России и т.д.
Есть практические результаты и в торгово-экономической сфере. Назовем некоторые цифры. ЕС с его единым внутренним рынком в 375 млн. человек и 40% мировой торговли, приходящимися на его долю, является важнейшим партнером России. На его долю приходится около 35% российского внешнеторгового оборота и около трети всех иностранных инвестиций в нашу экономику. С ожидаемым расширением ЕС за счет ряда стран Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики, доля Евросоюза в товарообороте России и объемы иностранных инвестиций могут вырасти соответственно до 50 и 40%. ЕС является также и ведущим партнером РФ в области оказания ей экономического и технического содействия. За период с 1991 по 2002 год ЕС выделил 2,3 млрд. долл. на оказание поддержки социально-экономическим реформам. В соответствии с новым регламентом ТАСИС на 2000-2006 годы для России в 2000-2001 годах было выделено 88 млн. евро. Объем торговых отношений между Россией и ЕС в 2001 году достиг 82 млрд. евро (экспорт - 54 млрд. евро, импорт - 28 млрд. евро). Сложилось самое крупное за последние годы положительное сальдо в пользу России в размере 26 млрд. евро.
Однако несмотря на эти и другие достижения российско-еэсовского диалога, остаются и серьезные трудности. Озабоченность Евросоюза вызывают ядерный потенциал России, условия его хранения, транспортировки, а также темпы разработки законодательства в области инвестиций, банковского и страхового дела, по проблематике местного самоуправления, состояния арбитражной и судебной систем и другие аспекты. Есть и другие примеры, которые не могут не влиять на темпы и результаты нашего сотрудничества. Например, Евросоюз не признает рыночного статуса российской экономики (вопреки объективным фактам, показателям макроэкономики).
Много вопросов вызывает занятая ЕС позиция по проблеме жизнеобеспечения Калининградской области в контексте расширения ЕС. Совершенно очевидно, что при ее решении нужен комплексный подход, гибкость, готовность к компромиссам. Юридический инструментарий - современное международное право, в котором говорится и о защите основных прав и свобод человека, уважении суверенитета и территориальной целостности государств, о сотрудничестве государств и международных организаций в борьбе с организованной преступностью, нелегальной миграцией, в экологической сфере и т.д. Только признавая равноправие как главную конструкцию в российско-еэсовском диалоге, можно решить "калининградскую" и другие актуальные проблемы наших отношений.
Саммиты РФ-ЕС не только подводят итоги сотрудничества, но и намечают программу дальнейшей работы. Так будет и в ходе работы московской встречи. Весьма актуальной становится задача оптимизации организационной и нормативной базы партнерства. Становится очевидной потребность в четком формулировании современных ориентиров российско-еэсовского общения. Для решения этой задачи имеет смысл включить в повестку дня диалога вопрос разработки и принятия декларации о сотрудничестве и партнерстве Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения мира, безопасности и правопорядка в XXI веке. Со временем она может стать прямым источником для подготовки нового, фундаментального международно-правового соглашения между РФ и ЕС с учетом тех вызовов и проблем, которые возникли в условиях глобализации и интеграции международных отношений.