Расследование причин катастрофы атомной подводной лодки "Курск", длившееся два года, завершено. Об этом на пресс-конференции в минувшую пятницу объявил генеральный прокурор России Владимир Устинов. В гибели "Курска" никто не виноват, и дело, возбужденное Главной военной прокуратурой 23 августа 2000 года, за отсутствием состава преступления закрыто.
В ближайшее время Генпрокуратура направит письмо в Минобороны с просьбой устранить нарушения в отношении тех лиц, которые, как оказалось, были незаслуженно наказаны. Несмотря на нарушения, которые были допущены при проведении учений в Баренцевом море руководством ВМФ, военные чины не будут привлекаться к уголовной ответственности, потому что между их действиями и гибелью "Курска", по словам Устинова, "не было причинной связи". Окажутся неподсудными также и те лица, которые проектировали, изготавливали и эксплуатировали торпеды, так как они "не предвидели возможности их взрыва и гибели экипажа вместе с кораблем".
В то же время Владимир Устинов заявил, что в деле о гибели "Курска" существует 38 томов, содержащих гостайну. Поэтому, сказал он, "передать сведения гласности в полном объеме не представляется возможным". Гостайна содержится также и в постановлении о прекращении уголовного дела, так что даже родственники погибших не узнают до конца всего, что произошло на атомном подводном ракетном крейсере. Однако, отметил генпрокурор, следствие проявило максимально возможную открытость. Об этом, напомним, генпрокурора просил лично Владимир Путин.
Устинов снова рассказал, что в результате катастрофы погибли 118 человек. Тела 115 из них переданы родственникам для захоронения, а тела троих так и не были найдены. По словам генпрокурора, получены фактические данные о том, что тела этих членов экипажа сгорели. Потерпевшими по делу признаны 161 близкий родственник членов экипажа. Всем им уже выплачены причитающиеся компенсации. В ходе следствия не нашли подтверждения версии о том, что гибель "Курска" произошла в результате его столкновения с каким-либо кораблем, поражения торпедой или ракетой в результате диверсии или теракта. На крейсере, по словам Устинова, было обнаружено 480 килограмм взрывчатого вещества, что в тротиловом эквиваленте составляет 1000 килограмм. В ходе следствия было осмотрено около 8 тысяч объектов, допрошено более 1200 свидетелей, проведено 211 судебных экспертиз. Поэтому генпрокурор не сомневается в правильности выводов, которые были сделаны.
Трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в Баренцевом море в результате взрыва торпеды 65-76А внутри торпедного аппарата # 4 и последовавшего за ним взрыва торпед, находившихся в первом отсеке крейсера. Первый взрыв, по словам Устинова, произошел из-за "нештатных процессов внутри резервуара" - в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды. Вытекшая смесь может самопроизвольно разлагаться с образованием температуры в 2-3 тысячи градусов. В итоге торпедный аппарат # 4 был разрушен полностью, а аппарат # 2 - частично, и вода затопила первый отсек. Погибли все подводники, находившиеся в нем.
Второй взрыв последовал в 11 часов 30 минут 44,5 секунды в результате взрывной волны. Была полностью разрушена носовая часть "Курска". Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут". Корабль затонул в 108 милях от Кольского залива. Глубина, на которую он погрузился, составила 110-112 метров (до взрывов "Курск" шел на перископной глубине примерно в 20 метров).
После взрывов офицеры, находившиеся в 6-м и 8-м отсеках, перевели оставшуюся в живых часть личного состава в 9-й отсек. У 23 членов экипажа не осталось возможности воспользоваться спасательной камерой из-за разрушенных носовых отсеков крейсера. Поэтому они стали готовиться к выходу на поверхность через спасательный люк 9-го отсека. Но спастись им не удалось: все они погибли от отравления угарным газом и от прибывающей через поврежденную систему вентиляции воды. Смерть державшихся до последнего подводников наступила не позднее чем через восемь часов после первого взрыва, то есть не позднее 19 часов 30 минут того же дня, 12 августа.