Для любой уважающей себя партии международная деятельность является одним из важнейших приоритетов. А действительно влиятельной и солидной политической структурой может считаться та, к мнению которой прислушиваются не только в родной стране, но и за рубежом. Этому, в частности, может способствовать участие партии в солидных международных политических организациях - к примеру, таких, как Международный демократический союз или Социнтерн. Немаловажен и еще один факт - участник подобного рода организаций одновременно получает некий партийный "знак качества". Поэтому у структур, желающих вступить в подобного рода организацию, тщательно проверяются все программные документы на предмет наличия в них четкой идеологии, соответствующей, разумеется, принципам демократии. В этом смысле из всех российских политических партий самой успешной является пока лишь "Союз правых сил", который нынешним летом вступил в Международный демократический союз. (Кстати, давно раскрученному на западе "ЯБЛОКУ" Григория Явлинского приходится пока довольствоваться только ролью наблюдателя в Либерально-демократическом союзе.)
А что же "Единая Россия", взявшая на себя роль партии власти? Каковы ее успехи на международном партийном поприще? Оказывается, на фоне дорогостоящих успехов внутри страны международные достижения партии выглядят более чем скромно. По сведениям из наших источников, у "единороссов" возникли серьезные проблемы с признанием ее за рубежом. Речь в первую очередь идет именно о программных документах партии, которые были признаны экспертами как не содержащие ни четкой идеологии, ни признаков демократии. Фактически это означает, что российскую партию власти, которая, согласно последним соцопросам, чуть ли не лидирует на общем партийном фоне, за пределами страны не воспринимают всерьез.
Для зарубежных наблюдателей, в частности, совершенно непонятно, каким образом в единую партию могли объединиться структуры с абсолютно разными идеологиями. Ведь перед парламентскими выборами 1999 года движение "Отечество" Юрия Лужкова настойчиво пыталось вступить в Социнтерн - международную организацию, объединяющую влиятельные партии с социалистической идеологией. Однако сделать это ему так и не удалось. А главный противник "Отечества", чем в то время считалось "Единство" Сергея Шойгу, пыталось активно подружиться с американскими республиканцами и вело конфиденциальные переговоры о вступлении в Международный демократический союз. Судя по всему, они также закончились ничем.
Сегодня об этих попытках влиться в международную партийную жизнь в "Единой России" стараются не вспоминать. Наверное, потому, что сама организация устами ее лидеров не может четко сказать, к какому же конкретно берегу она хочет пристать. Если к консервативному, о чем по старой памяти еще иногда и говорят некоторые "единороссы" - выходцы из "Единства", то при чем тут левый уклон, который явно наметился в идеологии "Единой России", и при чем тут участие в сессии Социнтерна, состоявшейся в середине июля в Любляне? А если партбольшинство все еще бредит мечтами о социализме, то при чем тут дружба с американскими республиканцами и японскими либерал-демократами?
Впрочем, судя по всему, российскую партию власти все же больше привлекает социал-демократический уклон. Тем более что и комиссию Генсовета партии по международным связям возглавляет Александр Владиславлев, которому эти идеи гораздо ближе, чем некий буржуазный консерватизм. Правда, вступление в Социнтерн "Единой России" по-прежнему не грозит, потому что в этой международной организации сегодня тоже происходят сложные процессы "самоидентификации" - западные социалисты все больше проникаются идеями прагматизма. Приходится довольствоваться двухсторонними связями, которые, разумеется, тоже очень полезны. Например, активно контактировать со шведскими социал-демократами и развивать дружбу с китайской Компартией. Речь, конечно, пока не может идти о жесткой идеологической привязке, но наметившаяся тенденция говорит о том, что в "Единой России" "Отечество" Лужкова все же победило "Единство" Шойгу. По крайней мере в ориентации на международные приоритеты.