0
880
Газета Политика Интернет-версия

05.11.2002 00:00:00

Боснии нужна поддержка, а не раздел

Жак Пол

Об авторе: Жак Пол Клайн - специальный представитель Генерального секретаря ООН, координатор операций в Боснии и Герцеговине.

Тэги: босния, герцеговина


После всеобщих выборов в Боснии и Герцеговине, состоявшихся в октябре, многие СМИ справедливо призвали международное сообщество к большему реализму в подходе к проблемам, связанным с достижением мира в этой стране. В то же время я бы не согласился с теми обозревателями, которые пришли к заключению, что Босния и Герцеговина должна быть разделена во имя укрепления демократических ценностей.

Комментаторы, выступающие за раздел страны, приводят в качестве довода тот факт, что явный успех националистов на последних выборах представляет собой поражение международной стратегии, проводимой в Боснии и Герцеговине после заключения Дейтонского мира. Эти выборы дают основание для более пристального анализа реального значения их результатов, а также объективного определения оставшихся задач. Альтернатива Дейтону, а именно - возврат к гипотетическим решениям, из-за которых шла война, не является тем, чего желает боснийский народ. Более того, этот путь мог бы вызвать политические потрясения по всему региону.

Прежде всего стоит отметить, что выбор в пользу националистических партий не является выбором в пользу ультранационализма в духе Милошевича-Туджмана. Результаты боснийских выборов - это выражение протеста против "ненационалистов", не исполнивших свои обещания. Партии, наиболее тесно связанные с правительством, обманувшим ожидания людей, были наказаны независимо от их позиции в отношении национализма. Кстати, даже националистическая партия боснийских сербов потеряла голоса избирателей. Во времена глубокого экономического спада должны ли мы удивляться, что правящие партии провалились на выборах?

Между тем сегодняшние националистические партии - это не то же самое, что было в начале 90-х годов. В каждой из них есть внутренние фракции - реформаторы, прагматики и обструкционисты. Некоторые фракции до сих пор питают иллюзию, что раздел Боснии и Герцеговины будет возможен. В то же время большинство фракций понимает, что международное сообщество не допустит насильственного изменения границ, а об их изменении на основании консенсуса и речи не идет. Ведь даже самые активные попытки международных переговорщиков в ходе войны (1992-1995 гг.) не привели к созданию карты этнического раздела, приемлемой для всех сторон.

Наконец, не следует забывать, что в Боснии и Герцеговине остаются три этнические армии: мусульманская, сербская и хорватская. При попытке раздела страны не на основе консенсуса период скатывания к войне будет измеряться не неделями, а днями. При таких обстоятельствах вновь потребуется широкомасштабное международное военное присутствие, что повернуло бы вспять процесс сокращения международных войск, который происходил последние три-четыре года.

Что касается последствий для Балканского региона в целом, то они могут оказаться катастрофическими в остальных районах, где происходят скрытые дестабилизирующие процессы или открытые конфликты. И в первую очередь речь идет о Косово, где будут предприняты немедленные попытки добиться независимости, а также о Македонии, у которой наконец появился шанс, хотя и ненадежный, достичь целостности и многонационального примирения.

Победа националистических партий в Боснии и Герцеговине не является поражением демократии или многонациональной структуры страны, но это признание того, что зачастую в работе международного сообщества после Дейтона не хватало скоординированности, не учитывался временной фактор и отсутствовал стратегический план. Попытка на скорую руку сколотить чрезвычайно слабые ненационалистические коалиции, которые не пользовались ни поддержкой, ни доверием основной части трех этнических групп, не стала решением проблемы. Коалиции, раздираемые внутренним соперничеством и эгоцентричными лидерами, потерпели фиаско и подвели людей, на представление интересов которых они претендовали.

Несмотря на перечисленные политические проблемы, налицо ряд достижений. Боснийская конвертируемая марка является наиболее стабильной валютой в регионе, что является важной предпосылкой для экономического оживления. Служба государственной границы Боснии и Герцеговины, являющаяся многонациональным институтом, полностью развернула свою работу, в результате чего только лишь за один год на 90% сократилась нелегальная иммиграция и на 30% выросли поступления таможни. Миссия ООН в Боснии и Герцеговине вела совместную работу с местной полицией по осуществлению специальной программы по борьбе с торговлей людьми в регионе. Проблема обеспечения безопасности более не является препятствием для возвращения представителей национальных меньшинств на места постоянного проживания. Миссия ООН имеет возможность завершить наблюдение за крупнейшей полицейской реформой и покинуть страну.

Новый высокий представитель в Боснии и Герцеговине Пэдди Эшдаун определил в качестве своих приоритетов верховенство закона, создание рабочих мест и чистое правительство. С самого начала своего пребывания в должности (с мая 2002 г.) Эшдаун объявил, что будет поддерживать политические программы, а не отдельные партии или личности. И это весьма разумно. Все победители последних выборов посвятили себя реформе, то есть обеспечению функционирования Боснии и Герцеговины, а не ее разделу на части. Сейчас самое время для Эшдауна использовать свою власть для обеспечения дальнейших преобразований независимо от того, какие партии победили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1621
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1819
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1930
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4301

Другие новости