0
1243
Газета Политика Интернет-версия

27.11.2002 00:00:00

Аксененко воскрес

Тэги: аксененко, мпс, минтранс


аксененко, мпс, минтранс Николай Аксененко может укрепить команду Касьянова в Белом доме.

"Вероятность назначения Николая Аксененко на пост министра объединенного МПС и Минтранса высокая - более 50%", - заявил "НГ" источник в бывшей команде бывшего главы МПС.

Больше года от Николай Аксененко "не было ни слуху ни духу", что отмечают даже его ближайшего сподвижники. И вот теперь фигура одного из самых могущественных министров недавнего прошлого вновь забрезжила на правительственном горизонте.

В команде Аксененко утверждают, что сигналы о "втором пришествии" их министра идут со всех сторон, в том числе из "околоправительственных структур". Среди причин возможного возвращения Аксененко называют экономические и политические. Во-первых, при Аксененко МПС было успешным ведомством и успешным хозяйствующим субъектом. А Минтранс, если ему еще будут приданы функции управления железными дорогами, как раз нуждается в сильном хозяйственнике. Во-вторых, вице-премьер Аксененко в свое время в правительстве был шефом министра финансов Михаила Касьянова. И между ними, как говорят, сохранились товарищеские отношения. В-третьих, близятся выборы, а роль Аксененко в предыдущих выборах была огромной. И хотя он и ожидал поначалу от своего участия в тех выборах несколько иных плодов, тем не менее в конце концов он сработал на Кремль.

Формальной возможностью для возвращения Аксененко может стать скорое слияние МПС и Минтранса, о котором на днях заявил вице-премьер Виктор Христенко. К такому слиянию подводит логика реформ МПС и необходимость единообразного управления транспортным комплексом страны. После выделения из МПС хозяйственных функций (будет создано АО "Российские железные дороги") оставшиеся государственные функции регулирования железных дорог в форме департамента могут быть влиты в Министерство транспорта.

Судя по всему, вопрос о слиянии министерств, имеющий пятилетнюю историю, уже решен окончательно. И хотя пока, по сведениям "НГ", в аппарате правительства нет никаких бумаг на предмет слияния, в пятницу состоится совместная коллегия Минтранса и МПС, в которой, возможно, примет участие Михаил Касьянов. Ожидается, что премьер сделает заявления о будущем транспортного комплекса страны.

Даже в самом МПС признают, что слияние может происходить на базе Минтранса. Между тем Минтранс и МПС - давние антагонисты. Как в Минтрансе воспримут такого министра, как Аксененко, - давнего конкурента? Источники "НГ" утверждают, что Кремль такие вопросы не волнуют. Назначили же Грызлова в МВД, особо не спрашивая согласия милицейского генералитета. Так что это не препятствие.

Наверное, опальному министру было бы интереснее вернуться не на останки МПС, влитые в Минтранс, а в новое АО "РЖД". Однако даже сподвижники Аксененко признают, что вряд ли бывшему министру доверят контроль над новым хозяйствующим субъектом и его громадными финансовыми потоками. А вот функции наведения порядка в транспортной отрасли, где денег не так много, доверить вполне могут.

Стоит напомнить, что уход Аксененко с поста министра был связан со скандалом. 19 октября 2001 года ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 286 УК РФ - превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба государству на сумму более 70 миллионов рублей". Поводом стали результаты проверки министерства Счетной палатой, отыскавшей в деятельности ведомства массу несостыковок. С момента предъявления обвинений прошло более года, но до сих пор неясно, насколько далеко продвинулось следствие. В последний раз фигуранты "дела Аксененко", судя по материалам СМИ, появлялись в стенах Генпрокуратуры в начале нынешнего года. Однако официальный представитель этого ведомства Леонид Трошин не стал вдаваться в детали, заметив корреспонденту "НГ", что "уголовное дело находится в состоянии расследования".

Интересно, что возвращение железнодорожного министра может стать традицией. Ведь и нынешний глава МПС Геннадий Фадеев возглавляет ведомство второй раз - впервые он руководил железнодорожным транспортом еще в середине девяностых годов.

Заявление Виктора Христенко о скором слиянии министерств вызвало весьма неоднозначную реакцию. Ряд аналитиков восприняли заявление вице-премьера, сделанное, кстати, в момент, когда с самой реформой МПС еще не все ясно, как "способ давления на различные группировки" с целью получить преимущество в аппаратной борьбе. А с точки зрения аппаратной алхимии здесь переплетено очень много различных процессов и противоположных интересов.

На сегодняшний день процесс объединения реально еще не начинался и не начнется до тех пор, пока не решатся окончательно два вопроса: кто с кем будет сливаться и кто будет устанавливать транспортные тарифы. Однако все чаще говорится и о том, что хоронить МПС тоже никуда не годится: это и известный лейбл, и мощная структура, начавшая свое существование еще в середине позапрошлого века.

В то же время вполне вероятно, что кандидатура нового министра будет определена после решения главной проблемы: кому предстоит регулировать тарифы на транспортные услуги, то есть "заказывать музыку". Пока окончательный выбор между имеющимися вариантами - само МПС, Министерство экономического развития и торговли, Министерство по антимонопольной политике, Единый тарифный орган - еще не сделан.

Что же касается сроков, когда может произойти объединение МПС и Минтранса, то, по словам Христенко, они зависят от времени принятия пакета законов о реформировании железнодорожного транспорта. Самый оптимистический прогноз в этой связи - это весна 2003 года. Тогда и определится судьба Николая Аксененко - быть ли ему дважды министром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1015
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
994
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1259
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1021

Другие новости