0
665
Газета Политика Интернет-версия

29.03.2004 00:00:00

Самоопределение бизнеса: кто скажет МЫ?

Андрей Нещадин

Об авторе: Андрей Афанасьевич Нещадин - исполнительный директор Экспертного института РСПП.

Тэги: бизнес, власть, объединение


После 15 лет рыночных реформ никто не будет спорить, что бизнес в России состоялся. Однако сейчас, когда происходит кристаллизация нового российского государства, отчетливо видно, что бизнес до сих пор не обрел голоса в диалоге с властью. Проявится ли солидарная политическая воля класса, от которого зависит наполнение бюджета страны? В политике, как и в частной жизни, если ты не решишь, чего хочешь сам, за тебя это сделают другие┘

До недавних пор одни бизнес-структуры имели возможность договариваться с властью тет-а-тет, другие старались спрятаться в тени. Тем временем власть сама стала искать, с кем в бизнес-сообществе можно наладить диалог. Чтобы общение было приятным, власть попыталась вырастить себе партнеров, ранжировав их по размерам: есть РСПП, объединившая «красных директоров», – туда отправим олигархов, пусть отвечают за крупный бизнес. Осталось найти представителей среднего и малого бизнеса – и вот появились «Деловая Россия» и ОПОРА. Неувязочка вышла! По международным стандартам, большинство российских предприятий, считающихся средними, должны быть отнесены к малому бизнесу. Крупными же могут называться считаные компании, имеющие соответствующий уровень капитализации и влияние на тот или иной сектор экономики. Получается, что организация, позиционирующая себя как объединение среднего бизнеса, реально представляет малый, а в ту, что в общественном мнении увязывается с самым крупным, по большей части входят представители среднего бизнеса. Условное деление предприятий по размерам привело к смещению понятий в определении направленности деятельности той или иной организации. Сотрудничество стало казаться взаимно неинтересным. Большинство предпринимателей перестали видеть пользу в общественных объединениях, считая, что они решают проблемы узкой прослойки бизнес-сообщества.

Власть подумала, что было бы удобно наладить диалог с единой организацией бизнеса – экономия и сил и времени. Но обнаружила, что заинтересованности самого бизнес-сообщества в создании организации, представлявшей бизнес «в целом», по-прежнему нет. Интересы разных уровней бизнеса направлены на разные уровни власти. Если крупный бизнес чаще вынужден решать свои проблемы на уровне правительства или межрегиональном уровне, большинство средних предприятий обращаются за решением проблем к властям субъектов Федерации, а мелкий бизнес в гораздо большей степени зависит от решений муниципальных образований. Кроме того, образование структуры, представляющей бизнес «в целом», подразумевает создание мощных ее подразделений непосредственно в регионах. Положа руку на сердце, можно сказать: к работе с влиятельным региональным объединением бизнесменов очень многие администрации просто не готовы. Гораздо проще для них решать конкретные вопросы конкретных предприятий, не затрагивая тех проблем, которые могут переходить из экономической плоскости в политическую или социальную.

Зачем бизнесмены объединяются в общественные организации? Первые коммерческие предприятия начинали деятельность в условиях разреженного правового поля. Задачей их объединений была защита новых форм собственности, и объединялись они по отношению к ним. Позже появление слоя профессионалов рынка вызвало создание профессиональных объединений бизнесменов как частных лиц. Тем временем основные законодательные акты, регулирующие собственность, и рыночные отношения были приняты, объединения по виду собственности стали терять влияние. Приватизация привела к упразднению отраслевых министерств. Возникла потребность в отраслевых союзах, лоббирующих интересы отраслей. Бизнес начал объединяться по видам деятельности для того, чтобы попытаться создать благоприятный экономический и политический климат для отдельных отраслей экономики. РСПП (ранее Научно-промышленный союз) первый объединил предприятия, имеющие отношение к промышленности, вне зависимости от отраслей, создав региональную и отраслевую структуры объединения. «Круглый стол бизнеса России» создавался как переговорная площадка для всего крупного бизнеса и лоббистская структура, действующая в его интересах. По инициативе правительства и в противовес другим организациям (в первую очередь РСПП) была организована «Ассоциация частных и приватизируемых предприятий». Первой попыткой объединить предпринимателей «вообще» стал «Координационный совет содействия отечественным товаропроизводителям», в который вошли Аграрный союз, РСПП и еще ряд организаций.

Как говорил В.Ленин, прежде чем объединяться, нужно размежеваться. Конечно, ряд проблем являются общими для всего бизнеса (реформа налогообложения, НДС-счета, финансовая и валютная политика государства и пр.). В то же время множество более значимых для предприятий вопросов решаются на нижних уровнях власти, с которыми приходится налаживать отдельные отношения. На данном этапе возможно объединение действующих общественных организаций бизнеса в виде координационного совета для решения вопросов, касающихся законодательства. Может быть, через некоторое время совет, включающий такие организации, как РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и ОПОРА, сумеет сформулировать власти интересы бизнеса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4061

Другие новости