Если говорить о политической ответственности, безусловно, здесь нет и не может быть двух мнений – она лежит на высшем руководстве страны, прежде всего на президенте, на руководителях ФСБ, Министерстве внутренних дел, то есть тех федеральных органах исполнительной власти, которые прямо по Конституции и законам уполномочены обеспечивать нашу с вами безопасность. События последних десяти дней показали нам, что реальная ситуация гораздо хуже, чем мы все предполагали. Сначала 21 августа в течение 3 часов боевики захватили и удерживали центр Чечни город Грозный, были десятки погибших; после этого 24-го был взрыв на Каширке и в этот же вечер взорваны одновременно два самолета, два лайнера – более 90 погибших; после этого последовал взрыв у метро «Рижская» – 10 погибших; после этого чудовищный захват школы в Северной Осетии. Стоит вспомнить еще Ингушетию. Тогда фактически бывшая столица республики почти всю ночь удерживалась боевиками. Было уничтожено несколько десятков человек.
Это показывает, что мы совершенно беззащитны в воздухе, в метро, в столице, за ее пределами, и даже в самой Чечне, в столице Чечни, федеральные силы не в состоянии обеспечить контроль над городом даже днем. Это все показывает, что контракт президента с народом не выполняется. Дело в том, что он получил огромную власть, личную власть притом: парламент, партии, средства массовой информации отошли на второй, третий, четвертый план, их независимость фактически аннулирована. Он получил контракт на наведение порядка в стране и на обеспечение безопасности людей. Сегодня мы видим, что этот контракт нарушен.
Безусловно, президент должен, во-первых, объяснить – как такое стало возможно в этом году, этим летом, во-вторых, ответить на вопрос: что он вместе с нами, с парламентом, правительством намерен делать после всего этого? Какие меры мы должны предпринять, чтобы исключить в будущем такие ужасные теракты, тем более серии терактов.
И здесь, во-первых, нельзя прикрыться темой мирового терроризма, потому что мировой терроризм существует. Но мы видим, что французское правительство, американское правительство, британское правительство, по крайней мере на территории своих стран, успешно эти задачи решают. Эта оговорка совершенно пустая, и ее даже нельзя воспринимать всерьез. Есть мировой терроризм, так боритесь с ним. У вас все ресурсы в руках.
Пойдет ли президент на кардинальное изменение своей политики в Чечне и стиля этой политики? Не знаю. Я знаю только одно: его конституционная обязанность сейчас рассмотреть все возможные варианты дальнейших действий и выбрать из них тот, который позволит сохранить жизнь граждан, которые за него голосовали. Я надеюсь, что он рассмотрит все варианты.
С теми представителями сопротивления, которые непосредственно не занимались организацией и осуществлением этих чудовищных терактов, я имею в виду Дубровку, Беслан, самолеты, можно было бы вести диалог. Я думаю, что это вполне возможно. Но возникает вопрос – что делать со второй частью террористов, с которыми нельзя вести диалог, потому что они все в крови? Здесь как раз ответ должны дать спецслужбы, которые пока, как плохой боксер, пропускают все удары. Но только удары приходятся не столько по ним, сколько по ни в чем не повинным гражданам России.
Безусловно, мы, депутаты, должны требовать расследования событий. Более того, это не только мнение меньшинства – это на днях сказал всеми уважаемый Владимир Васильев. Он сказал, что требуется усиление парламентского контроля над спецслужбами и правоохранительными органами, как необходимое условие эффективной борьбы с терроризмом. Об этом же сказал президент в своем субботнем обращении. Так что, я думаю, в Думе это мнение разделяет не только меньшинство, но есть и представители большинства, которые также понимают, что это необходимо. Я считаю, что, безусловно, Патрушев должен нести персональную ответственность,
Если никаких перемен не произойдет, Россия обречена втягиваться в эту бесконечную террористическую атаку и терпеть одно поражение за другим. Этот черный сценарий практически неизбежен. События в Беслане могут быть использованы для дальнейшего ужесточения ситуации с правами человека, с ограничением свободы средств массовой информации. В Думе есть определенные законодательные инициативы, которые могут быть в срочном порядке рассмотрены этой осенью. Это вполне возможный сценарий развития событий. Ведь с оппозицией бороться гораздо легче, чем с террористами.