0
1777
Газета Политика Интернет-версия

29.03.2005 00:00:00

Спать спокойно, но не долго

Юрий Болдырев

Об авторе: Юрий Юрьевич Болдырев - в 1995-2000 гг. зам. председателя Счетной палаты РФ.

Тэги: путин, бизнес, приватизация, амнистия, закон


Президент пообещал снизить срок предъявления претензий по приватизационным сделкам с десяти лет до трех. И подается это так, что вроде для простых людей: мелкого бизнеса и даже граждан, приватизировавших квартиры┘ Но только, если кто заметил, объявил президент об этом на встрече вовсе не с малым бизнесом. И не с активистами товариществ собственников жилья. А, напротив, на встрече с нашими предпринимателями, причем крупнейшими.

Ладно, понятно: пропаганда – не ради правды, а ради спокойствия «пипла». Ну а крупный-то бизнес в результате этого решения вожделенное спокойствие получит? И, самое главное, если нас интересует не спокойный сон олигархов, а экономическое развитие, мы в результате инвестиции и рост производственного сектора получим?

Боюсь, этого главного, искомого ожидать не приходится. Почему? Судите сами.

Начнем с элементарного, с Конституции. Что гласит п. 2 статьи 8? Цитирую: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». А что такое «защищаются равным образом»? Применительно к данному случаю это означает, что нельзя интересы государства ущемлять по сравнению с интересами других собственников. И если другие собственники могут предъявить претензии в течение десяти лет, то и государство должно иметь те же возможности.

Конечно, Конституция для такого масштаба починов и их авторов – не препятствие. Но смысл решения, казалось бы, не в том, чтобы крупные собственники спали спокойно сейчас – при этом президенте и этом Конституционном суде. Смысл для нас такое решение может иметь, только если появляются гарантии и на будущее, при смене власти – только в этом случае можно всерьез инвестировать в развитие. Но нет ни малейших оснований полагать, что будущий Конституционный суд при каком-то другом президенте не признает в нынешнем почине прямого и грубого нарушения Конституции – со всеми вытекающими последствиями.

Так, может быть, ошиблись, но исправим: сократим срок исковой давности для всех сделок до трех лет? Что ж, тогда действительно нарушения Конституции никто не усмотрит и в будущем. Но только на какие же инвестиции в развитие рассчитывать в этом случае: если в любой момент твою собственность уведут уже по новой, да так, что ты и знать не будешь, а через три года, когда спохватишься, – до свидания, поезд ушел┘

Кто должен был бы предупредить общество о последствиях подобных шагов? Да прежде всего высший конституционный, причем не только контрольный, но и экспертно-аналитический орган страны – Счетная палата РФ. Может быть, она это и порекомендовала – ведь она занималась вопросом законности приватизации и даже подготовила доклад об итогах приватизации?

Подобный документ подготовлен не в первый раз. Пять лет назад такой доклад уже был. Но, что показательно, в списке литературы, использованной при подготовке нынешнего доклада, предшествующий не значится. И понятно, ведь основная фактология та же, а выводы зачастую – противоположные. Несмотря на все ужасы и страхи, нагнетавшиеся в СМИ, выводы нового доклада носят выраженно оправдательный характер и, с моей точки зрения, не соответствуют тексту самого доклада.

Впрочем, и это понятно. Доклад писали специалисты: инспекторы, аналитики. А рекомендации правили начальники...

Результат? Вчитайтесь: до сих пор надлежаще законодательно не решен вопрос с приватизацией загрансобственности. Можете себе представить, чтобы где-нибудь в Израиле написали: до сих пор законодательно не решен вопрос с приватизацией водоснабжения? Или в США: до сих пор надлежаще не решен вопрос с приватизацией пассажирских железнодорожных перевозок? Абсурд: если законом не разрешено, это означает одно – не трогай. И не подходи. У нас же все подается перевернутым с ног на голову.

В трактовке нынешней Счетной палаты у нас, оказывается, «законодательство отставало от процесса приватизации». Представьте, я ограбил квартиру, а потом почему бы не заявить, что собственник мне собирался все это подарить, но просто не успел. Тем более если часть украденного я успею инвестировать в «политическую поддержку» своих действий.

Понятно, почему ранее столь ненавистная Счетная палата теперь так обласкана и почему на высокие посты в нее теперь все так устремились? Напомню, изначально Счетная палата была независимой институциональной оппозицией власти. Не политической, а именно как институт. В этот период работа в Счетной палате была и опасной и сложной. И наживали мы себе не друзей, а влиятельных врагов.

┘Первые 3 года у нас не было никакого здания, мы снимали офисы в 6 точках по всей Москве┘ Нас не финансировали, хотя расходы на СП значились отдельной строкой в бюджете. И парламент был вынужден пойти на то, чтобы разрешить Счетной палате самой списывать со счетов Минфина деньги на свое содержание – мы были единственным органом в стране, имеющим такое право. Можно представить масштабы конфликта?

Но это – в прошлом. Теперь Счетная палата – под «крышей» президента, так же, как, например, Контрольное управление президента, которым я когда-то руководил. Что ж, в рамках нынешней системы госуправления все логично. Только зачем президенту два контрольных управления?

Наверное, для того, чтобы согласованные инициативы подавать как мнение органа независимого. Понятно: на иные функции востребованы и иные люди. Но хорошо ли они понимают, что сами же рекомендуют?

Приведу еще один пассаж из доклада: вывод и предложение. Нашему государству, оказывается, не стоит иметь небольшие пакеты акций наших предприятий, пусть даже и самых, казалось бы, прибыльных. Надо иметь контрольные пакеты, золотые акции и т.п. А вот небольшие не стоит – это нерационально, нерентабельно.

Что же здесь удивительного, скажете вы. Нормальная логика любого нашего предпринимателя. Каждый понимает, что если ты не контролируешь, то не будешь иметь ни дивидендов, ни самой собственности. У тебя ее из-под ног выдернут.

Но эта же логика предлагается государству! Тому самому, которое и создало такие условия. И если высший, конституционный, повторю, не только контрольный, но и экспертно-аналитический орган предлагает государству вести себя в своей стране как бедному родственнику, который точно знает, что его все равно обманут и выкинут, то что делать всем остальным потенциальным инвесторам – несопоставимо более слабым, нежели государство? И о каких долгосрочных инвестициях в такую экономику можно вообще говорить?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1286
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1231
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1463
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1208

Другие новости