Реакция руководства российских мусульман на «карикатурный скандал», вызвавший столь бурную реакцию всего арабского мира, оказалась на редкость сдержанной. Так, глава Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин обратился к своим единоверцам с просьбой не идти на поводу у провокаторов и проявлять терпение и сдержанность. В свою очередь, заместитель председателя Совета муфтиев России Мансур Шакиров заявил, что ситуация, в общем, находится под контролем, хотя и признал, что изо всех регионов России в Совет муфтиев поступает множество протестов от представителей мусульманской общины.
В свою очередь, председатель Духовного управления мусульман Ростовской области Джафар Бикмаев, по-видимому, опасаясь всплеска негодования, призвал верующих не участвовать в противоправных действиях. Он также пообещал, что в подведомственном ему регионе никаких специальных акций готовиться не будет. Бикмаев призвал прихожан Ростовской мечети не следовать примеру единоверцев в Дании, Бельгии, Франции, Австрии, Иране, возмущение которых уже вылилось в массовые протесты и демонстрации.
Оскорбление мусульманам нанесено, однако, по мнению муфтия, ситуация, в которой даже справедливое негодование приводит к насилию и противоправным действиям, неприемлема. Он отметил, что подобным карикатурам не место в цивилизованном обществе, но насилие недопустимо ни по мусульманским, ни по светским законам. «Мусульманином может считаться только тот человек, от рук которого не пострадали другие люди», – отметил в своей проповеди муфтий.
По его словам, люди имеют право выразить свое возмущение оскорблением веры, но делать это надо в рамках существующих законов и норм поведения: «Пророк сказал, что мусульманин должен скромно, сдержанно вести себя».
Ситуацию вокруг «карикатурного скандала» «НГ» прокомментировал официальный представитель Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин. По его словам, мусульмане разделяют право на свободу слова, свободу самовыражения и печати, но при этом должны быть четкие моральные и этические критерии, которые заставляют любого издателя и любого карикатуриста оставаться в рамках уважительного отношения к чувствам верующих.
По словам исламоведа и политолога Алексея Малашенко, татары и башкиры, представляющие большую часть мусульманской общины России, – «уникальные, наиболее терпимые и современные мусульманские народы». В сложившейся ситуации, по его мнению, перед российским исламским духовенством стоит существенная дилемма: с одной стороны, оно должно солидаризироваться с протестами, с другой стороны – осудить бойню, которая наблюдается в Индонезии и Ливане. Алексей Малашенко назвал позицию Московского муфтията «очень удачной» и в то же время отметил необходимость «внутренней цензуры» во взаимоотношениях представителей европейской и исламской цивилизаций.