Мероприятия «согласных» всегда собирают больше людей, чем рискованные марши оппозиции.
Фото автора
Воронежский марш несогласных планировался организаторами как одно из подобных выступлений, которые мощной волной должны прокатиться по стране. Однако на воронежском примере в очередной раз стало ясно, что оппозиция здорово рискует «вместе с водой выплеснуть ребенка». То есть, увлекшись тактическими играми с местными административными органами, едва ли не забывает о декларируемых целях.
Все последние марши несогласных вместе с реакцией властей на них превратились в аналог детской настольной игры «не дай волку добраться до козлят». В эту игру с увлечением играют обе стороны. Причем власть, надо признать, играет гораздо логичнее. Хотя и смешны, грубы и даже глуповаты выходки с задержанием лидеров «Другой России» по подозрению в использовании поддельных купюр и авиабилетов, неадекватно масштабное применение ОМОНа и прочее, но в конце концов чиновники последовательно выполняют генеральную линию. Уж как умеют. А умеют по большей части только «не пущать». И нелогичность разве что в том, что столь яростная реакция на марши вызывает упреки Запада и обоснованные подозрения, что несогласных и впрямь побаиваются.
Однако и сами несогласные, которым априори будто бы полагается быть умнее закостневших чиновников, с явным удовольствием опускаются на тот же уровень и, со своей стороны, добросовестно играют в никому не нужную настольную игру. И есть впечатление, что «тактическая игра» на городских улицах и площадях стала для несогласных уже самоцелью.
Итак, Воронеж. Все развивалось по обычному сценарию. «Другая Россия» попросила для своего митинга 29 мая центральную площадь Ленина. Городская администрация им отказала, предложив митинговать на Адмиралтейской площади (очень неплохое, кстати, место, на берегу водохранилища, особенно по такой-то жаре). Не хотим на Адмиралтейской площади, нам нужно именно в центре, сказали несогласные. В центр не пустим, стояли на своем чиновники. А мы – все равно пойдем на площадь Ленина, отвечали несогласные. Хотя бы затем, чтобы направить оттуда на Адмиралтейскую площадь тех, кто не знает об изменении места митинга. Аргумент, надо сказать, не выдерживает критики. Учитывая, что несогласных на всех последних маршах набиралось от нескольких десятков до нескольких сотен человек, совершенно ясно, что речь идет о небольшом круге единомышленников, которых просто обзвонить. Да и во всех газетах написаны все подробности дислокации.
Не нужно быть ясновидцем, чтобы угадать, что произойдет дальше. Кучка несогласных упрямо пришла на запрещенную для них площадь Ленина, их стал выгонять оттуда ОМОН, под раздачу попали журналисты и случайные прохожие┘ И есть теперь о чем поговорить, есть в чем упрекнуть власти. Притом справедливо упрекнуть.
Но в то же время ясно, что, не приди несогласные в центр, а митингуй они на Адмиралтейской площади, не было бы ни конфликта, ни пострадавших. Невольно подумаешь: а зачем пошли-то? Чтобы была именно драка? Случайные пострадавшие? Просто увлеклись затягивающей «настольной игрой» или все-таки отрабатывают какой-то заказ, как с пеной у рта утверждают противники несогласных? Ведь необъяснимым и безрезультатным упорством несогласные действительно дают противникам право на такие подозрения.
Ведь согласитесь, что, соберись несогласные даже не на Адмиралтейской площади, а на поляне в лесу, к ним все равно придут заинтересованные люди и журналисты. И с удовольствием напишут о том, как гордо и достойно несет оппозиция свое знамя.
Так зачем упрямо биться в закрытую дверь, бесперспективно «бодаясь» с городскими властями? От людей, возглавляемых известным всему миру гроссмейстером, ожидаешь более остроумных и интеллигентных ходов, а не спровоцированной, по сути, драки. Ведь всем ясно, что местные чиновники, дрожащие перед Москвой, все равно будут «не пущать» – им деваться некуда (возможно, именно они – подлинные заложники ситуации). Вот и получается, что происходящее – никому не нужная «настольная игра». А когда обсуждаются перипетии потасовок с ОМОНом, обычно не остается места для обсуждения эффективных шагов для привлечения сторонников. Согласно политической логике, любая партия должна прежде всего думать о расширении влияния и привлечении сторонников. Так вот сегодня имидж-лозунг «Другой России» среди электората звучит примерно так: «Приходите к нам, нас будут бить». Знаете, кого можно привлечь подобным лозунгом? Правильно, агрессивных юнцов, по духу близких к нацболам. Что еще больше оттолкнет либерального обывателя от оппозиции. Мало того, так мы вообще можем потерять оппозицию и приобрести очередную маргинальную клику. А действительно оппозиционно настроенные представители среднего класса останутся, увы, на своих дачах и кухнях, топя в водке и пиве свои выстраданные здравые оппозиционные мысли.
Судя по всему, именно подход к уличной «войне» может стать причиной раскола в «Другой России». Как стало известно, Михаил Касьянов не собирается участвовать в будущих маршах несогласных в Москве и Питере и вообще считает, что уличные выступления следует отложить на осень. Но Каспаров и Лимонов его мнения не разделяют. Не исключено, что Касьянов как опытный управленец и тактик раньше других понял, как опасна «игра в солдатики».
Изрядно подпортила репутацию воронежского марша история с пресловутыми десятью баксами. Незадолго до 29 мая в интернете появились снимки объявления, будто бы распространенного в воронежских вузах, в котором участникам митинга несогласных было обещано по десять долларов. Прокуратура Воронежской области проводит проверку данного факта.
Не обошлось в Воронеже и без согласных. Активисты молодежного крыла «ЕдРа» – «Молодой гвардии» – не рвались на площадь Ленина. Они собрали трехтысячный митинг на Красноармейской улице. И провели акцию под названием: «План Путина». Суть проста. «План Путина» для молодогвардейцев – это: развитие институтов демократии, стабильный курс на развитие страны, защита суверенитета, сильная Россия на международной арене и т.п. А главное – привлечение молодежи к управлению страной. У гвардейцев имеется свой «Политзавод», откуда они уже начали выпускать молодых управленцев. Кроме набивших оскомину во время прошлых акций простодушных лозунгов: «Россия – это Я!» и «Россия – это все!», Красноармейскую улицу украсили изречения: «С Путиным – по плану!» и «Все идет по плану!» Один из тезисов альтернативной акции в Воронеже был крайне прост: «Молодая гвардия» согласна с упомянутым курсом, как с выгодным для большинства россиян. Пожалуй, с этим трудно спорить. Словом, как к юным единороссам ни относись, несомненно одно: на фоне весьма проблемных акций оппозиции они предлагают обывателю явный позитив. И мероприятия их всегда собирают гораздо больше людей, чем рискованные марши «Другой России».