0
895
Газета Политика Интернет-версия

04.06.2007 00:00:00

Миллиарды для «длинной руки» в океане

Тэги: вмф, россия, авианосец


На днях в Санкт-Петербурге под руководством главкома Военно-морского флота России адмирала Владимира Масорина прошло совещание руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности. На нем обсуждались характеристики перспективного авианесущего корабля.

Планы строительства авианосцев для собственной страны с 2015 года, которые озвучивались ранее руководством вооруженных сил, могут сместиться на более раннее время. Возникает закономерный вопрос: зачем России нужны такие корабли? Ведь один у нее уже есть. Это «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который базируется на Северном флоте и за время своего существования, почти 25 лет, совершил только один выход на боевую службу в Средиземное море, а у причала он проводит гораздо больше времени, чем в море. Ответ на этот вопрос имеет как политическую, политико-экономическую, так и военную и даже психологическую окраску.

Военные моряки удивляются, почему авианосные соединения, кроме США, у которых 13 авианосцев, имеют Франция, Великобритания, Аргентина, Испания, Бразилия и даже Таиланд, строится авианосец для Индии (кстати, на российском «Севмашпредприятии»), хочет делать такие корабли Китай, а мы никак не соберемся? Авианосцы нужны России, утверждают адмирал Игорь Касатонов, генерал-полковник авиации Владимир Дейнека и другие военачальники, не только для «демонстрации своего флага у чужих берегов» (Билл Клинтон говорил: «Авианосец – это перо политики»), но и для защиты национальных интересов страны в Мировом океане и в прибрежных экономических зонах. В том числе и на шельфах, богатых биоресурсами и углеводородами.

«Нам надо свой континентальный шельф защитить, – говорит доцент кафедры тактики надводных кораблей Военно-морской академии имени Николая Кузнецова контр-адмирал запаса Виктор Лякин. – Это 200 морских миль от берега, или 370 км. А глубина поля обнаружения средств воздушного нападения на больших и средних высотах максимум 250 км. Иными словами, наши корабли, подводные лодки и ракетоносная авиация остались в море без авиационного прикрытия. А это на 30–50% снижает эффективность их действий».

Адмирал не говорит еще об одной важной задаче, которую решают авианосные многоцелевые группы, но которые военные почему-то предпочитают умалчивать. Авианосцы со своими самолетами (дальнего радиолокационного дозора, штурмовиками и истребителями), с кораблями сопровождения (ракетными крейсерами, фрегатами и корветами) прикрывают районы боевого патрулирования атомных подводных крейсеров со стратегическими ракетами на борту. Они представляют собой вытянутую в океан «длинную руку» государства.

Но, правда, никто из участников совещания в Санкт-Петербурге не назвал цифры, во что нам обойдется строительство авианосцев. Если в США это дело поставлено, что называется, на поток, они занимаются выпуском авианесущих кораблей уже более семидесяти лет и для этого у них существует соответствующая судостроительная база, то у России нет ни одного сухого дока, в котором можно было бы заложить корабль водоизмещением более 50 тыс. тонн и длиной 270–300 м. Нет пока и соответствующего оборудования для такой работы. «Адмирал Кузнецов», как знают специалисты, строился в Николаеве, на Украине, и рассчитывать на то, что эта страна поможет нам в работе над будущими «океанскими аэродромами», достаточно наивно.

При этом один авианосец при серийном производстве обходится Штатам примерно в 8,5 млрд. долл., а сколько будет стоить «штучная» работа, никто сказать не может. Кроме того, специалисты знают: сам по себе авианосец как боевая единица не действует. Ему необходимо соответствующее сопровождение – крейсера, фрегаты, корветы, суда обеспечения, та самая многоцелевая авианосная группа, которая может составить «зонтик» для атомных подводных лодок со стратегическими ракетами на борту и создать надежную защиту отечественным и международным компаниям, ведущим разработку шельфов с запасами углеводородного сырья и добычу биоресурсов в океане, а также стать опорой «длинной руки», которую время от времени придется по необходимости демонстрировать в том или ином регионе мира.

Есть ли у страны на все это деньги – вопрос открытый. Министр финансов Алексей Кудрин не раз замечал, что относится к идее необходимости строительства авианосцев с большим сомнением, – у России сегодня есть более острые и актуальные задачи.

Но если у руководства страны, как и у наших военных, возобладает грандиозное желание – вернуть России былое морское величие, то для этого наверняка деньги найдутся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1520
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1724
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1831
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4171

Другие новости