0
1474
Газета Политика Интернет-версия

23.08.2007 00:00:00

Игра по новым правилам

Игорь Борисов

Об авторе: Игорь Борисович Борисов - член Центральной избирательной комиссии, кандидат юридических наук.

Тэги: выборы, госдума


С 14 августа в любой момент может быть подписан указ Владимира Путина о начале кампании по выборам депутатов Госдумы. Впервые они пройдут только по пропорциональной системе. Избиратели будут голосовать за партии, уровень доверия к которым как институту политической системы, по данным социологов, еще недавно не превышал 20%. Примечательно, что россияне не могут до сих пор определиться и в оптимальном количестве партий: 17 партий, зарегистрированных ФРС, для необъятной России – мало, а 10 партий для внесения в бюллетень для голосования – много. Вот она, загадочная русская душа!

Классики политологии сходятся во мнении, что мажоритарной системе наряду с преимуществами (универсальность, персонализация представительства) присущ и ряд недостатков. Прежде всего сильное искажение волеизъявления избирателей. Дело в том, что в каждом избирательном округе «пропадает» около половины голосов избирателей, поданных не за победителя (при пропорциональной системе отсекаются только голоса, поданные за партии, не преодолевшие заградительный барьер – 7%). В парламенте начинают превалировать местные интересы над общенациональными (депутаты представляют только свой округ). Усиливается персонализация политики (и без того очень высокая в России) и поляризация общества в отсутствии объединяющих общенациональных политических сил. Результат сильно зависит от нарезки избирательных округов и, как следствие, у власти может оказаться политическая сила, представляющая меньшинство в общенациональном масштабе. Классический пример – выборы президента США в 2000 году: тогда выиграл Джордж Буш, получивший в абсолютном исчислении меньше голосов, чем его оппонент Альберт Гор.

С учетом федеративного устройства России в парламенте нужны представители регионов. При этом очень важно сохранить единое целостное государство, преодолеть центробежные силы, потрясшие наше общество в 1990-е. Россия не была бы Россией, если бы мы попросту ввели у себя классическую пропорциональную избирательную систему с присущими ей недостатками без учета текущих условий развития государства. Удивительно, но российский законодатель сумел обойти (где-то полностью, где-то лишь частично), казалось бы, непреодолимые дефекты классической пропорциональной системы.

Слишком большое для ее эффективного применения количество баллотирующихся партий было уменьшено за счет увеличения требования к их численности (с 10 до 50 тыс.) и введения заградительного барьера. Аналитики прогнозируют, что в очередных выборах Думы будут участвовать менее 10 партий, а пройти сможет только половина из них. Снижение игроков закономерно: в 1999 году в выборах ГД участвовало 26 партий и блоков, в 2003-м – 23.

Запрет на блокирование и участие членов одной партии в списках кандидатов другой компенсировал еще один классический недостаток «пропорционалки». Он исключил образование временных политических союзов с размытыми идеологическими ориентирами и невнятными перспективами. Яркий пример – блок «Родина» развалился в первый же год работы в Госдуме. Остается только посочувствовать избирателям, чьи голоса «рассыпались» вместе с ним.

Следующий изъян пропорциональной системы – баллотируются только партийцы – был преодолен посредством установления гарантий реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами. Партия обязана рассматривать кандидатуру беспартийного самовыдвиженца для включения в федеральный список.

Обезличенность списков и ущемление региональных интересов сглажены российским законодателем путем введения уникального юридического механизма – разбивки федерального партсписка на подгруппы с жесткой привязкой кандидатов к своим регионам.

Говорить о создании российского универсального рецепта от всех болезней избирательной системы рано. Организаторам выборов и их участникам еще предстоит сыграть по новым правилам. На подготовительном этапе у правоприменителей уже возникают вопросы, связанные с нарезкой и разбивкой территорий для создания региональных групп. С каким субъектом можно объединить остров Сахалин и какими принципами руководствоваться: географической близостью или социально-экономическими связями? Адыгея по закону не может быть объединена ни с одним субъектом. Имея 323 тыс. избирателей, она сможет получить своего депутата только при условии, что явка в республике превысит средний показатель России в два раза.

Эти и некоторые другие болевые точки российской модели пропорциональной избирательной системы еще вылезут наружу в период кампании по выборам в Госдуму, но они вряд ли будут такими же дискуссионными и спорными, как сам переход на новую избирательную систему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1646
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1500
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1719
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1432

Другие новости