Одним из самых ярких показателей конкурентоспособности белорусской экономики является состояние торговли с Россией промышленными и потребительскими товарами. Из основных статей торгового баланса Минск удерживает положительное сальдо по следующим: машины, механизмы, оборудование, текстиль, средства наземного транспорта, продукты животного происхождения, изделия из камня, гипса и цемента. По всем этим позициям сальдо со знаком плюс составляет 1583 млн. долл.
Белорусские «МАЗы», трактора, цемент, мясо и текстиль пока находят рынки сбыта в России. Однако с каждым годом конкуренция здесь обостряется. Как оказалось, эти товары являются политически чувствительными. При дальнейшем ухудшении отношений между Кремлем и официальным Минском Россия вполне может ужесточить условия входа для этих и других товаров на российский рынок. Нельзя сбрасывать со счетов растущую конкуренцию со стороны российских производителей. Не ровен час «КамАЗы» и иностранные производители, которые начали собирать грузовики в России, составят серьезную конкуренцию «МАЗу». По текстилю и мясу ситуация еще более неустойчива.
В торговом балансе с Россией нет ни одной новой статьи, по которой белорусы перешли бы с отрицательного на положительное сальдо. Трудно найти те товары, за счет резкого увеличения продажи которых на российском рынке мы могли бы улучшить торговый баланс с РФ. Что толку, что за первое полугодие 2007 года Белоруссия в физическом выражении увеличила экспорт свежей говядины в 2,3 раза, если каждый проданный на экспорт килограмм мяса – это прямая дотация иностранных потребителей. То же самое касается продукции легкой промышленности. Белоруссию быстро вытесняют с российского рынка шоколада.
Беспрецедентными являются темпы роста импорта пшеницы из России. В физическом выражении за первое полугодие Белоруссия закупила в 7,6 раза больше, заплатив за нее 8,5 млн. долл. Даже хлеба и мучных кондитерских изделий было куплено в России на 22,9 млн. долл. Мы можем себе представить, во что превратится внутренний рынок потребительских товаров Белоруссии в случае реальной свободной торговли с Россией на примере пива. Как только Минск снял основные барьеры для данного товара, его импорт в физическом соотношении за первые шесть месяцев года вырос на 54,6%. И это даже не за полный год либерализации пивного рынка. Переход в режим свободной торговли с Россией по всем товарным группам вынудит белорусское правительство начать системные рыночные реформы. Большинство белорусских красных директоров и не менее красных заводов не готовы к открытой конкуренции. Александр Лукашенко и его вертикаль управления это понимают. Поэтому и боятся рушить созданный белорусский неоплан.
Ресурс протекционизма белорусской власти работает на пределе. Тем не менее он никак не помог диверсификации внешней торговли. Белоруссия сохраняет сильнейшую зависимость от российского рынка по целому ряду важных для белорусской экономики товаров. Даже оставляя за кадром полную энергозависимость, мы видим, что белорусские машины и оборудование, дорожная техника и практическое воплощение доморощенных технологий и идей пользуются устойчивым спросом в подавляющем большинстве случаев только на рынке России. То же самое касается продуктов питания. Не меньшая зависимость у нашей страны по недрагоценным металлам, строительным материалам и мебели. Чем плотнее белорусское правительство будет закрываться от российского рынка, тем больнее это ударит по потребителям и производителям нашей страны. Газовые и нефтяные скандалы показывают, что дисижнмейкеры Белоруссии продолжают игнорировать эту простую истину.