Предварительные результаты выборов показывают, что Блок Юлии Тимошенко и «Наша Украина» по общему количеству отданных за них голосов опережают Партию регионов. Прозападные партии получили бы возможность сформировать правительство, если бы смогли возродить союз, обеспечивший победу оранжевой революции в 2004 году.
Политика оранжевого правительства, вероятно, привела бы к новому напряжению в отношениях с РФ, особенно в энергетическом секторе, тем более что возвращение на пост премьера Тимошенко, призывающей к пересмотру соглашения по газу, заключенного с Россией, вызовет скачок цен на газ, который будет импортироваться Украиной в 2008-м. Пересмотр действующих соглашений приведет к установлению значительно более высоких импортных расценок. В преддверии выборов посол России в Украине Виктор Черномырдин дал понять избирателям, насколько высоки ставки. Экс-премьер и бывший председатель «Газпрома» увязал величину цен на газ с результатами выборов.
- Совет национальной безопасности Украины не знает о газовых долгах (НГ 03.10.2007): Юлия Тимошенко заявила, что не допустит прекращения поставок газа из России в Украину в случае назначения ее главой правительства страны. "Мы найдем все элементы сотрудничества с Россией, чтобы никаких отключений газа не было".
Тимошенко заверяет, что она за пересмотр соглашения по газу от 2006 года, завершившего краткосрочную «газовую» войну и приведшего к появлению «РосУкрЭнерго» – основного посредника в процессе поставки газа в Украину. Примечательно, что один из лидеров Партии регионов проинформировал на прошлой неделе Dow Jones, что в партии не против того, чтобы несколько осадить выступающую в качестве посредника «РосУкрЭнерго» – совместное предприятие «Газпрома» и частного концерна «Центргаз», руководимого украинскими бизнесменами. Одним из последствий этого шага явилось бы устранение своего рода буфера, защищающего Украину от введения более высоких цен на газ.
Так как Украина импортировала газ из Центральной Азии только в 2007 году, новое правительство может попытаться возобновить это соглашение и в 2008-м в надежде на то, что «Газпром» воздержится от повышения цен на поставляемый газ, так как в этом случае российский газовый гигант будет скорее предоставлять лишь услуги по транзиту, чем выступать в качестве поставщика. В официальных украинских кругах утверждается, что достигнута договоренность с Туркменистаном о сохранении цен на уровне 100 долл. за 1 тыс. куб. м (на туркмено-узбекской границе), что, по крайней мере теоретически, будет означать лишь небольшое повышение цены на газ, поставляемый в Украину (на российско-украинской границе), даже если «РосУкрЭнерго» сойдет со сцены.
Однако это представляется слушком уж оптимистичной перспективой. Ведь «Газпром» может использовать вероятные изменения в правительстве и устранение «РосУкрЭнерго» как предлог для повышения цен для Украины. Даже если «Газпром» будет заниматься не столько поставкой своего газа в Украину, сколько транзитом среднеазиатского газа, он может попытаться повысить цены с целью осложнения жизни правительству Тимошенко, особенно если та займет пост премьера на волне антироссийских настроений. Туркменистан может воспользоваться политической неопределенностью и продавить повышение экспортных цен. «Газпром», при отсутствии «РосУкрЭнерго», может сыграть на повышении экспортных цен на туркменский газ, оправдав претензии на значительное повышение цен на газ для Украины (возможно, до 230–250 долл. за 1 тыс. куб. м). Итак, если Тимошенко снова займет пост премьера, она окажется перед трудным выбором. Ей предстоит или пересмотр соглашений с РФ по поставке газа или сохранение «РосУкрЭнерго» в нарушение предвыборных обещаний. Более вероятно, что Тимошенко попытается устранить «РосУкрЭнерго», даже принимая риск новой «газовой» войны. Новое правительство должно осознавать, что расплачиваться за пересмотр соглашения придется повышением цен. И это явится не столько «политической санкцией» против Украины, сколько проявлением экономической реальности. Если Украина стремится к пересмотру условий соглашения по поставке газа, ее госдеятели должны попытаться также пересмотреть цены за транзит российского газа через территорию Украины. Идеальным решением явилось бы достижение договоренности с РФ о повышении транзитных цен на ее газ с одновременным согласием Украины на более высокую цену импорта российского газа, при том что «РосУкрЭнерго» не будет фигурировать в новом соглашении. Однако, основываясь на прошлом опыте, гарантировать развитие будущего переговорного процесса в столь благоприятном направлении, конечно, нельзя. Остается надеяться лишь на то, что, если в Украине появится новое оранжевое правительство, оно будет работать более успешно, чем предыдущее.